
Белорусский славист, философ, доктор богословия, профессор Виленского университета.
Родился в деревне Вулька (в настоящее время это территория Польши), в семье униатского священника в 1784 г. Был младшим из пятерых детей, из которых в живых осталось только двое: старший Язэп (Осип) и младший Михаил. Его отец сознательно готовил к карьере священнослужителя, так как заметил у сына способности к языкам и феноменальную память.
После Белостокской гимназии Михаил учился в Главной духовной семинарии в Виленском университете (1808 – 1812 гг.), где не только получил магистерские степени по философии и богословию, но и выдержал экзамен по литературе, поэзии, греческом и латинском языках, прослушал курс уголовного и гражданского права, изучал итальянский и еврейский языки. В 1814 году он стал преподавателем семинарии, а через год, после защиты диссертации, профессором Священного Писания.
Как молодого, способного ученого, руководство университета посылает Михаила Бобровского в путешествие по Европе для изучения славянских и других языков (1817 – 1822 гг.). За пять лет он посетил Вену, Прагу, Венецию, Падую, Болонью, Париж, Германию и Далмацию. Эта научная командировка дала Бобровскому возможность совершенствовать знание славянских языков и славянских литератур, изучать древние рукописи в библиотеках Ватикана, Праги, Парижа, заниматься библиографической деятельностью. В это время он не только усовершенствовал знание славянских, но изучил даже арабский язык. Всего Михаил Бобровский владел 17 языками: белорусским, польским, русским, немецким, французским, английским, латинским, греческим, еврейским, сирийским, арабским и другими.
Он заинтересовался деятельностью Франтишка Скорины и фактически стал первым исследователем его наследия. В то время о великом первопечатнике мало кто знал и помнил. Михаил Бобровский старался исправить это: искал скориновские книги, изучал его биографию.


В 1822 году он обнаружил знаменитую Супрасльскую рукопись — крупнейший и самый древний памятник кириллического старославянского письма XI века. (В 2007 году эта летопись была внесена в список Памяти мира, международного проекта ЮНЕСКО, цель которого — собирать и надежно сохранять самые ценные исторические документы). Изучать ее он будет до конца жизни.
Находка Супрасльской летописи вызвала сенсацию. Сохранилось письмо графа Румянцева известному языковеду Александру Востокову: «Я чрезвычайно вам благодарен, что так скоро дали мне знать о двух самых древних памятниках славянской письменности, открытых ксендзом Бобровским. Сделайте мне одолжение, поручите г. Кеппену или кому иному, не теряя ни мало времени, наведаться у г. Бобровского, не могу ли я куплею приобрести обе сии древние рукописи за какую цену». Насколько известно, Бобровский рукописи не продал.
Вернувшись из научной командировки снова в Вильно, Бобровский занимался преподавательской и научной деятельностью. Несмотря на блестящие успехи в качестве лингвиста, слависта, проповедника, он оказался бессильным против происков в университете. Прочитав оригиналы священных книг, профессор выявил неточности в имеющихся переводах и толкованиях и предлагал их исправить. Похожие реформы в богословских курсах не нашли поддержки коллег, а напротив, вызывали недоверие. А тут еще дело по обществу «вольнодумцев» — филоматов-филаретов, в деятельности которого Бобровский, как человек демократических взглядов, принимал участие. Михаил Кириллович был снят с должности и в августе 1824 г. сослан в Жировичский монастырь, где продолжал работать над своими научными трудами. Он высказывал беспокойство по поводу упадка белорусского языка, выступал против полонизации и русификации Беларуси.
В 1826 г. Михаил Бобровский на некоторое время смог вернуться в Вильно. Его научные труды приобретают европейскую и мировую известность. Его избирают членом Археологической Академии в Риме, Парижского и лондонского научных обществ. В 1828 г. М. Бобровский стал членом Московского общества истории и русских древностей.
После восстания 1830 – 1831 гг. в Польше и Беларуси царские власти закрыли Виленский университет. Некоторое время Бобровский продолжал работать преподавателем в духовной семинарии, затем его вынудили написать прошение об отставке. В 1833 году Михаил Бобровский переезжает в местечко Шерешево, где жила семья его брата. Здесь он становится настоятелем Пречистенской церкви и получает д. Обруб в пожизненное владение.


Жизнь в Шерешеве не способствовала ученым исследованиям. Михаилу Бобровскому довелось наряду с пастырской деятельностью заниматься воспитанием племянника Павла, отец которого рано умер. Павел Осипович Бобровский (1832-1905 гг.) в дальнейшем стал генералом, совмещал воинскую службу с научной работой, был автором работ по воинскому делу, статистике, истории церкви. Немало публикаций посвятил своему дяде.
Сейчас наиболее известен его двухтомник «Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба. Гродненская губерния. 1863 год».
В 1839 г. униатская церковь российским правительством была запрещена и всех униатов перевели в православие. Отец Михаил принял православие и стал Пружанским благочинным. Все свои проповеди он говорил по-белорусски.
Находясь в Шерешево, Бобровский переписывался с известными славистами, устраивал диспуты с учеными, философами, которые приезжали к нему из Варшавы, Вильно, Бердичева. Своих гостей известный ученый угощал киршвасером – напитком из вишни и меда, рецепт которого он привез из Германии.
В 1846 г. была готова к печати его книга «История славянского книгопечатания в Литве». Бобровский также написал много других научных работ, но вот при жизни издать все свои труды не смог. А после его смерти почти все они исчезли, То, что осталось, хранится в Москве, Петербурге, Варшаве, Кракове. Незадолго до смерти Бобровскому пришлось продать свою богатую библиотеку, насчитывающую 20000 томов, среди которых были и древние рукописи. Покупателем книг был также ценитель древностей помещик с Линово. Владислав Требицкий.
Умер Михаил Бобровский 3 октября 1848 г. от холеры, эпидемия которой свирепствовала в местечке. Болезнь скосила его буквально за сутки. Шерешевской Пречистенской церкви он завещал драгоценный напрестольный крест, который был создан по его заказу в 1819 г. в Чехии.


Похоронен М. Бобровский в Шерешево на православном кладбище рядом с Петропавловской церковью. О месте его захоронения стало известно из книги его племянника Павла Бобровского.
Именем М. Бобровского названа одна из улиц г.п. Шерешево.