Трудности младших школьников при овладении грамотой

ris30112015     Очень обидно, когда в тетрадках любимого чада в каждой строчке, в каждом слове, — красные галочки учительницы. Ладно бы не старался, так ведь нет, старается! Но не дается ему грамота – хоть плач!   Хорошо, если квалифицированный учитель вовремя разберется, что причиной тому вовсе не невнимательность. Вовремя – это пока плохие отметки не отбили напрочь всякое желание учиться! Пока не задразнили одноклассники, пока у мамы не опустились руки!  

Эта беда называется дисграфией, или стойким функциональным расстройством письма. Не углубляясь в терминологические джунгли, заметим, что все не так просто, как кажется нам, взрослым, на первый взгляд. Для нас письмо – единый автоматизированный процесс. Для маленького же школьника – это целая цепочка интеллектуальных и двигательных навыков.

Сначала ребенок слово слышит, затем понимает его значение и раскладывает на звуки. Теперь нужно синтезировать из звуков графический образ этого слова и перевести его в моторный акт, то есть написать. Если на одном из этапов произошел сбой, то страдает весь процесс.

Сначала нужно разобраться, на какой ступеньке у ребенка произошел сбой.

На этапе звучания слова нужно быть уверенным, что ваш ребенок правильно его слышит. Есть слух физиологический – тот, при помощи которого мы воспринимаем все окружающие звуки: мерный стук колес, поезда, шум прибоя, барабанную дробь дождевых капель по стеклу. Музыкальный слух позволяет нам улавливать различные по тону звуки. И, наконец, есть слух фонематический – тот, который мы используем при восприятии человеческой речи. Если таковой у ребенка оказывается несформированным, тогда ребенок не в состоянии отличить сходные, близкие по артикуляции звуки (Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, З-С, Ж-Ш, З-Ж, С-Ш… А ведь именно один звук способен исказить, а то и полностью изменить значение слов и даже целого высказывания! Сравните: полка – полька, лук – люк,
коза – коса. Когда малыш только учится писать, все его внимание направляется на звуковой анализ слова, а иногда и на поиски правильного написания букв. Обучить грамоте ребенка с нарушением фонематического слуха бывает крайне трудно.

Если все в порядке, то в начале обучения письму ошибки носят нестойкий характер и постепенно исчезают. Но нередко бывает так, что ошибок на письме становится все больше и больше, они начинают повторяться и не корректируются простыми тренировками. Это значит, что пора бить тревогу и идти к квалифицированному дефектологу. Ни родители, ни учительнице с этим, увы, не справиться. Симптом – стойкая ошибка.

Не теряйте времени! Если ваш ребенок упорно не запоминает, в какую сторону смотрит буква «с» или куда торчит «закорючка» учительница в ужасе от его почерка, а сам он плачет по утрам, если у него в этот день ненавистный русский язык, – возьмите 2-3 исписанные тетрадки – и к логопеду. Может статься, что виноват вовсе не ваш малыш, а речевое нарушение дисграфия. Возможно, всего несколько месяцев последовательной работы со специалистом вернут вашему ребенку веру в себя, а вас избавят от мучительного вопроса: почему это происходит именно с вашим мальчиком – он ведь так здорово играет в шахматы!

Основными симптомами дисграфии являются специфические стойкие ошибки, возникновение которых не связано с нарушением интеллектуального или физического развития ребенка. Симптомы дисграфии следует отличать от так называемой ложной, или эволюционной, дисграфии, которая связана с трудностью распределения внимания между техническими, орфографическими и мыслительными операциями. Не пугайтесь, если ваш ребенок иногда соединяет слова, забывает написание букв, особенно прописных. Бывает, дети пишут буквы зеркально (особенно это характерно для явных и скрытых левшей). Если такие ошибки единичны и нестойки, то это не дисграфия.

                                     ПРИЧИНЫ ДИСГРАФИИ:

  • нарушение звукового анализа влечет за собой пропуск, перестановку или вставку звуков («сенг» или «сенег» вместо «снег»; «дуружно» вместо «дружно»).
  • недостаточно сформированный фонематический слух может вызвать смешение на письме сходных по звучанию звуков тавно – давно,    груглый – круглый,    портвель – портфель.
  • неправильное использование грамматических категорий: числа, рода, падежа и в речи, и на письме. «ДОМ СТОЯЛА ЗА РЕКОЙ», «ЛИСА И ЛИСЯТА ГУЛЯЛА В ЛЕСЕ»… Таких примеров можно привести очень много, и вы их наверняка найдете в детских тетрадях.
  • смешение оптически сходных букв. Сравните прописные буквы:

Они очень похожи, не правда ли? Буквы отличаются только расположением «закорючек».

  • смешение кинетически (похожих первым элементом) сходных букв. Так и появляются ошибки типа:

ЧТО ДЕЛАТЬ ПРИ ДИСГРАФИИ?

Во-первых, не пугайтесь – дорогу осилит идущий.

Во-вторых, ищите «своего» дефектолога. Ведь одно из важных условий в таком ответственном деле – это горящие глаза малыша, его заинтересованность.

В-третьих, тесное сотрудничество с ребенком. Любите его, помогайте ему поверить в свои силы. Если рядом любящие родители – все ученику будет по плечу!

Добавить комментарий