Миф 1: Во всем виноваты родители.
Факт: Иногда от незнания люди считают, что аутизм обусловлен плохим обращением родителей с ребенком, отсутствием должного воспитания или является следствием нездорового образа жизни матери (мама во время беременности пила и курила). Но действительность такова, что ребенок с аутизмом может родиться в любой семье, у любой матери, а раннее нарушение отношений между родителем и ребенком не может вызвать аутизм.
Миф 2: Люди с аутизмом агрессивны.
Факт: Агрессия не входит в диагностические критерии аутизма. Просто некоторым детям с аутизмом труднее выражать и регулировать свои эмоции, если у них нет средств коммуникации. У такого ребенка может быть повышенная чувствительность к определенным звукам, запахам, тактильным ощущениям, он может кричать, если ему некомфортно или если он хочет что-то сказать, но не может это сделать социально приемлемым способом. Поведенческие программы помогают справиться с такого рода проявлениями.
Миф 3: Если человек с аутизмом не пользуется речью, то у него низкий уровень интеллекта.
Факт: У некоторых людей с аутизмом проблемы с устной речью, и они используют для общения средства дополнительной или альтернативной коммуникации (картинки, написанные слова, устройства с голосовым выходом). Некоторые люди с аутизмом используют речь в одних ситуациях (например, дома, со знакомыми людьми), но не используют в других (школа, общественные места). Это отражает их трудности в коммуникации и социальных навыках, но не связано с уровнем их интеллекта.
Миф 4: Аутизм можно вылечить, если очень постараться.
Факт: Аутизм– это нарушение в развитии, с которым человек рождается и живет всю жизнь. Диагностическими критериями аутизма являются трудности с социальной коммуникацией и ограниченное повторяющееся поведение. У некоторых детей с аутизмом наблюдается существенная задержка или отсутствие речи. Аутизмом нельзя заразиться, но и лекарств, способных повлиять на ключевые дефициты аутизма, пока нет. Лучшее лекарство – Ваша доброта.
Миф 5: Людей с аутизмом очень мало.
Факт: Центры по контролю и профилактике заболеваний США опубликовали в 2020 году новую статистику по аутизму. Аутизм встречается у каждого 36-го ребенка. Но даже если бы мы не признавали американскую статистику, то официальные цифры Всемирной организации здравоохранения – 1 на 100, что в любом случае выводит аутизм в число самых распространенных нарушений развития: аутизм встречается чаще, чем синдром Дауна, церебральный паралич и рак, вместе взятые.
Миф 6: Дети с аутизмом не хотят общаться с другими детьми.
Факт: Ребенок с аутизмом хочет играть и дружить. Просто он не всегда знает, как это делать. Для этого нужна помощь специалистов и сверстников.
Миф 7: Дети с аутизмом гениальны.
Факт: Бытует два совершенно противоположных мнения. Первое — дети с аутизмом обязательно в чем-то гениальны. Второе – дети с аутизмом не способны к обучению. На деле каждый случай индивидуален, уровень развития таких детей зависит от множества факторов, как и у обычных детей
Миф 8: Аутизм — болезнь, которую нужно лечить
Факт: Аутизм – это не болезнь, а нарушение развития, связанное с особенностями работы центральной нервной системы. Не существует «таблетки от аутизма». И все же это не означает, что такому человеку нельзя помочь. При помощи педагогической коррекции можно значительно улучшить состояние ребенка и помочь ему максимально адаптироваться в окружающем мире.
Миф 9: Людей с аутизмом очень мало.
Факт: Согласно современным данным, аутизм встречается у каждого 36-го ребенка. Это свежие данные, которые были опубликованы в США в 2023 году. Похожие результаты были получены и в других странах, например, в Китае, Южной Корее, Австралии, Великобритании.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) придерживается несколько более консервативных оценок — 1 на 100. Но даже в таком случае аутизм является одним из самых распространенных нарушений развития. Так, расстройство аутистического спектра (РАС) встречается чаще, чем синдром Дауна, церебральный паралич и рак вместе взятые.
Миф 10: Аутизм — это просто «модный» диагноз, — сейчас многие люди считают, что у них есть проявления расстройство аутистического спектра (РАС).
Факт: Диагноз РАС предполагает наличие у человека трудностей в разных областях жизни (общение, поддержание отношений, социализация/соблюдение социальных норм и т.д.) в течение длительного времени. Это серьезный диагноз, который остается с человеком всю жизнь и значительно влияет на социальное функционирование. Он не дает никаких привилегий, тем более социальных, для того чтобы считаться «модным Миф 11: «Холодные матери».
Факт: «Холодные матери» — теория, согласно которой причиной появления аутизма у ребенка является недостаток материнского тепла. Она была выдвинута Бруно Беттельхеймом после Второй мировой войны. Это серьезное заблуждение, которое было полностью опровергнуто многочисленными исследованиями еще в 1970-е годы.
Миф 12: Все люди с аутизмом имеют интеллектуальные нарушения.
Факт: Люди с аутизмом очень разные. Это целый спектр расстройств, а значит, и разный уровень выраженности трудностей, связанных с социальной коммуникацией и социальным взаимодействием, а также повторяющимся поведением и особенностями обработки информации. Согласно современным исследованиям, более чем у половины людей с аутизмом нет проблем с интеллектом. У одних людей есть выдающиеся способности, они успешно работают и адаптируются, а у других — выраженные трудности с бытовыми навыками, коммуникацией, обучением и многим другим. В целом интеллектуальные нарушения не входят в диагностические критерии аутизма. Это два разных расстройства.
Миф 13: Детям с аутизмом лучше обучаться в специализированных закрытых учреждениях.
Факт: Исследования показывают, что обучение в среде сверстников помогает детям с аутизмом в развитии социальных навыков, а также является предиктором более успешного трудоустройства во взрослом возрасте. Важно помнить, что закон об образовании дает возможность всем детям, вне зависимости от уровня их способностей или существующих диагнозов, учиться в школе. То есть у родителей есть право выбирать, какой будет эта школа, а задача школы — предоставить ребенку программу обучения в соответствии с его образовательными потребностями и специальные условия, которые будут отвечать комфортному обучению всех детей.