Белорусский славист, философ, доктор богословия, профессор Виленского университета.
Родился в деревне Вулька (в настоящее время это территория Польши), в семье униатского священника в 1784 г. Был младшим из пятерых детей, из которых в живых осталось только двое: старший Язэп (Осип) и младший Михаил. Его отец сознательно готовил к карьере священнослужителя, так как заметил у сына способности к языкам и феноменальную память.
После Белостокской гимназии Михаил учился в Главной духовной семинарии в Виленском университете (1808 – 1812 гг.), где не только получил магистерские степени по философии и богословию, но и выдержал экзамен по литературе, поэзии, греческом и латинском языках, прослушал курс уголовного и гражданского права, изучал итальянский и еврейский языки. В 1814 году он стал преподавателем семинарии, а через год, после защиты диссертации, профессором Священного Писания.
Как молодого, способного ученого, руководство университета посылает Михаила Бобровского в путешествие по Европе для изучения славянских и других языков (1817 – 1822 гг.). За пять лет он посетил Вену, Прагу, Венецию, Падую, Болонью, Париж, Германию и Далмацию. Эта научная командировка дала Бобровскому возможность совершенствовать знание славянских языков и славянских литератур, изучать древние рукописи в библиотеках Ватикана, Праги, Парижа, заниматься библиографической деятельностью. В это время он не только усовершенствовал знание славянских, но изучил даже арабский язык. Всего Михаил Бобровский владел 17 языками: белорусским, польским, русским, немецким, французским, английским, латинским, греческим, еврейским, сирийским, арабским и другими.
Он заинтересовался деятельностью Франтишка Скорины и фактически стал первым исследователем его наследия. В то время о великом первопечатнике мало кто знал и помнил. Михаил Бобровский старался исправить это: искал скориновские книги, изучал его биографию.
В 1822 году он обнаружил знаменитую Супрасльскую рукопись — крупнейший и самый древний памятник кириллического старославянского письма XI века. (В 2007 году эта летопись была внесена в список Памяти мира, международного проекта ЮНЕСКО, цель которого — собирать и надежно сохранять самые ценные исторические документы). Изучать ее он будет до конца жизни.
Находка Супрасльской летописи вызвала сенсацию. Сохранилось письмо графа Румянцева известному языковеду Александру Востокову: «Я чрезвычайно вам благодарен, что так скоро дали мне знать о двух самых древних памятниках славянской письменности, открытых ксендзом Бобровским. Сделайте мне одолжение, поручите г. Кеппену или кому иному, не теряя ни мало времени, наведаться у г. Бобровского, не могу ли я куплею приобрести обе сии древние рукописи за какую цену». Насколько известно, Бобровский рукописи не продал.
Вернувшись из научной командировки снова в Вильно, Бобровский занимался преподавательской и научной деятельностью. Несмотря на блестящие успехи в качестве лингвиста, слависта, проповедника, он оказался бессильным против происков в университете. Прочитав оригиналы священных книг, профессор выявил неточности в имеющихся переводах и толкованиях и предлагал их исправить. Похожие реформы в богословских курсах не нашли поддержки коллег, а напротив, вызывали недоверие. А тут еще дело по обществу «вольнодумцев» — филоматов-филаретов, в деятельности которого Бобровский, как человек демократических взглядов, принимал участие. Михаил Кириллович был снят с должности и в августе 1824 г. сослан в Жировичский монастырь, где продолжал работать над своими научными трудами. Он высказывал беспокойство по поводу упадка белорусского языка, выступал против полонизации и русификации Беларуси.
В 1826 г. Михаил Бобровский на некоторое время смог вернуться в Вильно. Его научные труды приобретают европейскую и мировую известность. Его избирают членом Археологической Академии в Риме, Парижского и лондонского научных обществ. В 1828 г. М. Бобровский стал членом Московского общества истории и русских древностей.
После восстания 1830 – 1831 гг. в Польше и Беларуси царские власти закрыли Виленский университет. Некоторое время Бобровский продолжал работать преподавателем в духовной семинарии, затем его вынудили написать прошение об отставке. В 1833 году Михаил Бобровский переезжает в местечко Шерешево, где жила семья его брата. Здесь он становится настоятелем Пречистенской церкви и получает д. Обруб в пожизненное владение.
Жизнь в Шерешеве не способствовала ученым исследованиям. Михаилу Бобровскому довелось наряду с пастырской деятельностью заниматься воспитанием племянника Павла, отец которого рано умер. Павел Осипович Бобровский (1832-1905 гг.) в дальнейшем стал генералом, совмещал воинскую службу с научной работой, был автором работ по воинскому делу, статистике, истории церкви. Немало публикаций посвятил своему дяде.
Сейчас наиболее известен его двухтомник «Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба. Гродненская губерния. 1863 год».
В 1839 г. униатская церковь российским правительством была запрещена и всех униатов перевели в православие. Отец Михаил принял православие и стал Пружанским благочинным. Все свои проповеди он говорил по-белорусски.
Находясь в Шерешево, Бобровский переписывался с известными славистами, устраивал диспуты с учеными, философами, которые приезжали к нему из Варшавы, Вильно, Бердичева. Своих гостей известный ученый угощал киршвасером – напитком из вишни и меда, рецепт которого он привез из Германии.
В 1846 г. была готова к печати его книга «История славянского книгопечатания в Литве». Бобровский также написал много других научных работ, но вот при жизни издать все свои труды не смог. А после его смерти почти все они исчезли, То, что осталось, хранится в Москве, Петербурге, Варшаве, Кракове. Незадолго до смерти Бобровскому пришлось продать свою богатую библиотеку, насчитывающую 20000 томов, среди которых были и древние рукописи. Покупателем книг был также ценитель древностей помещик с Линово. Владислав Требицкий.
Умер Михаил Бобровский 3 октября 1848 г. от холеры, эпидемия которой свирепствовала в местечке. Болезнь скосила его буквально за сутки. Шерешевской Пречистенской церкви он завещал драгоценный напрестольный крест, который был создан по его заказу в 1819 г. в Чехии.
Похоронен М. Бобровский в Шерешево на православном кладбище рядом с Петропавловской церковью. О месте его захоронения стало известно из книги его племянника Павла Бобровского.
Именем М. Бобровского названа одна из улиц г.п. Шерешево.
В этом году исполнится 240 лет со дня рождения М. Бобровского. Хотелось бы, чтобы жители района знали свою историю и какие достойные люди жили в Шерешево. Прожив много лет в Пружанах, и, к стыду своему, ничего ранее не слышала о нем.
dziękuje za kompleksowy artykuł o rodzinie Bobrowskich. Jestem autorem i współwykonawcą pomnika Kodeksu Supraskiego i Rodziny Bobrowskich w Wólce Wygonowskiej. Reportaż o tej inwestycji można obejrzeć tutaj (jako trzeci w kolejności)
https://belsat.eu/programs/30-11-2023-kolki-bajpolautsau-zastaetstsa-u-belarusi-lichba-urazhvae
Перевод на русский язык: спасибо за всестороннюю статью о семье Бобровских. Я являюсь автором и сопредседателем памятника кодексу Супраски и семье Бобровских в Вольке Выгоновской. Репортаж об этой инвестиции можно посмотреть здесь (в качестве третьего по порядку)
надгробие Михаила первоначально было в виде пирамиды из дубового дерева без надписей. РГИА
Здравствуйте, Галина.
Рады, что Вы посетили наш сайт. Спасибо за информацию.
О первом памятнике на могиле М.Бобровского мы прочитали в книге его племянника П.Бобровского. Знаем, что К.Бобровский был настоятелем костёла в д.Волчин, а их родовая усыпальница находится в Вульке (территория Польши).
В костеле в Вульке должен быть похоронен его отец — Кирилл. Так значится в фондах РГИА
eto oczen intieresnaja i uwlekatelnaja infarmacja. Jesli mozetie napiszytie mnie maila . Porozgawarywajem o etoj tiemie. Ja dosledowuju istoriu przychoda w Wolkie Wygonowskiej (Polsza) i informacja o pochoronieniach Bobrowskich w Wolkie oczen intieresnaja.
Перевод на русский язык: это очень интересная и увлекательная информация. Если можете, напишите мне письмо. Я говорю об этом Тиме. Я доследую историю доходов в Вольке Выгоновской (польская) и информацию о происхождении Бобровских в Вольке очень интересной.
Здравствуйте! Потомки Павла Осиповича проживают в Санкт-Петербурге, Москве, Англии, США. В 2014 г. они выпустили книгу о своей родословной. Тогда, правда, не удалось ничего найти о родственниках Михаила Кирилловича. Однако его племянник Павел, назвал одного из своих сыновей — Михаилом. Очень талантливый был…