Трудности обучения письму  в начальной школе

     Письмо – базовый школьный навык, без эффективного владения которым обучение затруднено или просто невозможно. Это сложная интегративная деятельность, включающая внимание, восприятие, произвольную регуляцию и контроль деятельности, нервно-мышечную регуляцию, зрительно-моторную координацию и другие функции.

   Для того чтобы учащийся мог научиться ПИСАТЬ, он должен: 

  1. хорошо различать диктуемые звуки речи и сохранять (удерживать в памяти) их порядок,
  2. хорошо усвоить написание букв, не смешивая близкие по начертанию,
  3. выработать твердые двигательные навыки, уверенно чередуя нужные движения».

 К сожалению и педагоги, и родители чаще считают причиной трудностей письма  – «неспособность», «плохую подготовленность» или нежелание ребенка научиться хорошо читать и писать.

   Возникновение трудностей обучения письму  в начальной школе может быть связано с самыми разными причинами: с условиями жизни и организации обучения, с индивидуальными и возрастными особенностями развития и состоянием здоровья ребенка. Чаще всего влияние и экзогенных, и эндогенных причин – совместное, комплексное. Важно уметь выделять и различать их, для того чтобы выбрать меры эффективной помощи ребенку.

Трудности обучения письму на начальном этапе

Виды  трудностей Возможные  причины
1 Трудности формирования зрительного образа буквы (трудность запоминания конфигурации графического элемента)
  • Недостаточная сформированность зрительного и зрительно-пространственного восприятия;
  •  недостаточная сформированность зрительной памяти;
  • несформированность механизмов организации деятельности;
  • недостатки методики обучения (опора на принцип механического копирования);
  •  форсирование темпа обучения.
2 Трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента
  • Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия;
  • недостаточная сформированность зрительно-моторных координаций;
  • недостаточная сформированность моторных функций;
  • недостаточная сформированность зрительной памяти;
  • форсирование темпа обучения;
  • неадекватность методики обучения.
3 Неспособность скопировать графический элемент, букву (неровные штрихи, тремор)
  •  Недостаточная сформированность моторных функций;
  •  недостаточная сформированность зрительно-моторных координаций;
  •  несоответствие методики обучения.
 

4

Ошибки в пространственном расположении элементов букв (вертикальных, горизонтальных, зеркальное письмо).
  • Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия;
  • недостаточная сформированность зрительной памяти.
 

5

 «Не видит» строку, нарушает соотношение элементов буквы, путает буквы (в–д), пишет лишние элементы: и–ш, л–м) или, наоборот, недописывает.
  • Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия;
  • недостаточная сформированность зрительной памяти;
  • неадекватность методики обучения;
  • форсирование темпа обучения;
  • сильное функциональное напряжение, утомление,
  • трудность концентрации внимания;
  •  несформированность механизмов организации деятельности.
 

6

Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие, растянутые, разнонаклонные буквы, тремор).
  • Недостаточная сформированность моторных функций;
  • нарушение зрительно-моторных координаций;
  • неадекватность методики обучения;
  • форсирование темпа обучения,
  • выраженное функциональное напряжение, утомление.
 

7

Сильный нажим, тремор, нестабильность графических форм.
  • Недостаточная сформированность моторных функций;
  • нарушение координации движений;
  • неправильная поза, неправильное положение ручки;
  • сильное утомление, функциональное напряжение,
  • неадекватность методики обучения.
 

8

 

 

 

  • Ошибки при письме,
  •  пропуски согласных и гласных букв (определенного характера)
  • замены согласных букв близких по звучанию (з-с, г-к, б-п, д-т и т.д.)
  •  Недописывание букв, слогов.
  • Несформированность фонетико-фонематического восприятия;
  • трудности звуко-буквенного анализа;
  • форсирование темпа обучения
  • недостаточная сформированность фонетико-фонематического восприятия;
  • трудности звуко-буквенного анализа;
  • форсирование темпа обучения;
  • трудности концентрации внимания;
  • форсирование темпа обучения.
9

 

 

 

Не использует правила (заменяет буквы, сливает предлоги и слова, не ставит точку –

не разделяет предложения и т.п.).

•  Несформированность механизмов организации деятельности (регуляции и контроля деятельности);

•  выраженное функциональное напряжение, утомление;

•  трудности концентрации внимания;

•  низкая, неустойчивая работоспособность;

•  непосильный темп;

•  педагогические недоработки (не усвоенные правила).

10  

Ухудшение почерка, пропуски, замены и т.п. при письме под диктовку.

•  Недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа;

•  низкая, неустойчивая работоспособность;

•  слишком быстрый темп письма.

 

11

Ухудшение почерка, замены и т.п. при списывании.

•  Недостаточная сформированность зрительно-моторных координаций;

•  недостаточная сформированность зрительной памяти;

•  выраженное напряжение, утомление;

•  неадекватный (быстрый) темп деятельности.

 

12

Очень медленный темп письма.

•  Трудности звуко-буквенного анализа;

•  недостаточная сформированность координации движений и зрительно-моторных координаций;

•  индивидуальные особенности темпа деятельности;

•  низкая, неустойчивая работоспособность;

•  трудности концентрации внимания.

Добавить комментарий