Консультация для родителей

Что необходимо развивать у ребенка для правильного уклада произнесения звуков

  Выполнение рекомендуемых упражнений по развитию — фонематического слуха, выдыхаемой воздушной струе, артикуляционных упражнений и мелкой моторики пальцев рук помогут родителям детей предупредить речевые нарушения, а также подготовить ребенка к успешному устранению речевых нарушений речи с помощью дефектолога.

1Основой правильной речи является фонематический слух, умение сосредоточиться на звуке, научиться слушать и слышать звук в речи. Многие дети не умеет управлять своим слухом и не могут различать звуки схожие по артикуляции и звучанию. Когда нарушен фонематический слух ребенок, просто не замечает, что неправильно произносит звуки (с-ш, з-ж, ч-щ, л-р, в-ф, д-т, к-г и т.д.).

Сосредотачивайте внимание ребенка когда он произносит звуки неверно, учите его слышать свою речь, играя объясните ребенку, что звук С это песенка водички с-с-с, а звук Ш шипит змея ш-ш-ш или шуршат листья; з-з-з- комар, ж-ж-ж — жук и т.д. Обращайте внимание ребенка на положение языка, губ. Как и где они находятся при произнесении звука. Желательно перед зеркалом. При этом воздействуйте и руку – ладошка вниз язык внизу (при звуке С), ладошка вверх язык вверху (при звуке Ш), подставив ладошку ко рту вы почувствуете при звуке С выдыхаемую воздушную струю холодную, а при звуке Ш теплую. Также для сравнения дух звуков можно использовать игру хлопни- топни, произносите звуки, слоги, слова, когда ребенок услышит звук С он хлопает, а когда звук Ш топает (С-Л-Ш-Д-З-С-С-Ч-Ш; Ша-Со-лу-Сы-жо-Шо; Сом-дом-Шок-лак-Сын-мыШь, аналогично игра проводится и с другими звуками (З-Ж; Ч-Щ; С-Сь и т.д.) Таким образом, у ребенка будет задействовано три анализатора — слуховой, зрительный и тактильный, что способствует лучшему усвоению материала.                            

  1. Источником образования звуков речи является выдыхаемая воздушная струя. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Люди в норме говорят на выдохе, а такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха отрицательно влияют на развитие речи детей.

Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз.

При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием.

Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Таким образом, необходимо выработать у ребенка длительный направленный плавный выдох для правильной, красивой, четкой речи. Для этого существует множество игр: подуй на листочек, снежинку, чай; надуть воздушный шарик, мыльные пузыри и т.д.

Инструкция: медленно набрать воздух через рот, вытянуть губы трубочкой и дуть на предмет (листок, мячик, перо и т.д.). Следить, чтобы ребенок не поднимал плечи на вдохе и не раздувал щеки на выдохе. Упражнение повторяется не более 3-5 раз, чтобы не спровоцировать головокружение у ребенка.

  1. Артикуляционная гимнастика. Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки (с, з, ш, ж, л, р), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Для этого используется в форме сказки или путешествия артикуляционные упражнения.

Артикуляционные упражнения рекомендуется выполнять перед зеркалом, чтобы ребёнок мог себя контролировать.

Сказка о веселом язычке

За алыми губами за белыми зубами жил-был веселый язычок. Его домик был рот. Он крепко спал, укрывшись белым одеялом (язык лежит на нижней губе, губы улыбаются так, чтобы хорошо были видны верхние зубы). Каждое утро он просыпался, потягивался, широко открывал окошко и смотрел, какая погода: он смотрел на небо, ярко светил ли солнышко (поднять кончик языка к верхней губе). Посмотрел на землю, как растет травушка-муравушка (опустить кончик языка к нижней губе). Посмотрел на лево, на право (движения языка к уголкам рта) и пошел гулять, встретил он лошадку сел на нее и поскакал, сначала медленно, а потом быстрее (щелкание языком, следить, чтобы подбородок не прыгал…

Интересную историю можно придумать любую, используйте свое творчество и фантазию.

  1. Пальчиковая гимнастика — для чего она нужна.

«Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняются не руки, а мозг, в начале, казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание людей». Н.А.Бернштейн.

Развития речи детей напрямую зависит от развития мелкой моторики пальцев рук. Выполнение упражнений, и ритмические — движения пальцами, приводит к работе речевые зоны головного мозга, что стимулирует развитие речи. Мелкую моторику развиваем с помощью пальчиковых игр и манипуляции с мелкими предметами.

Таким образом, благодаря своевременным занятиям и выполнение рекомендуемых упражнений, по развитию — фонематического слуха, выдыхаемой воздушной струе, артикуляционных упражнений и мелкой моторики пальцев рук помогут родителям детей предупредить речевые нарушения, некоторые дети смогут сами научиться говорить чисто и правильно без помощи дефектолога, а также подготовить ребенка к успешному устранению речевых нарушений речи с помощью дефектолога.

 

Добавить комментарий