Вопросы обучения, воспитания и здоровья детей тесно взаимосвязаны. Созданы и работают такие науки, как педагогика, психология, психиатрия. Всегда были проблемы, связанные с воспитанием детей. Эти проблемы остаются и сейчас, ибо в обществе, окружающем подростков, много недостатков, оно далеко не совершенно. Судьбы подростков зависят от взрослых, от их поведения, от их умения научить чему-либо.
Основа воспитания детей – семья, так было всегда, так будет и впредь. Но не все семьи готовы к воспитанию своих детей. Семьи бывают разные. Плохо живется детям в семьях полных, но неблагополучных (в семье ссоры, скандалы из-за неправильного поведения одного из супругов, дети все это воспринимают болезненно). Есть семьи, где не любят ребенка. Ребенок это видит, понимают. Такие дети ведут себя по-разному. Одни угрожают родителям, другие пытаются вызвать к себе жалость, замыкаются, хотят обратить на себя внимание, ожесточаются, делают зло, но результат один – психические расстройства. Есть семьи, которые отличаются гиперопекой. Родители воспитывают детей в оранжерейных условиях, сдувают с них пылинки, не позволяют ничего делать, принимать самостоятельные решения. Из таких семей вырастают ленивые, капризные, привередливые мужчины и женщины. Они, став взрослыми, не в состоянии взять на себя домашние заботы, тем более заботы о своих детях.
Воспитание в таких семьях разное:
- дурное воспитание приводит к хулиганству, правонарушениям, преступлениям и заканчивается колонией, тюрьмой;
- сухое и суровое воспитание – к жестокости, когда подростки идут на убийство;
- противоречивое воспитание (родители – одно, бабушки – другое, школа – третье) приводит к неврозу.
Во все времена – и в наши тоже – воспитатели делились на 2 большие группы. Одни считали залогом успеха «жестокое» руководство ребенком, его безусловное подчинение, дисциплинированность и послушание. Другие резонно замечали, что основой воспитания должно быть доброе отношение к детям. И те, и другие добивались определенных успехов в воспитании, и у тех, и у других были свои трудности и упущения в воспитании.
Сегодня обе эти точки зрения раскритикованы. Одну назвали «авторитарным» стилем воспитания, другую – «либеральным». Всему этому противопоставили оптимальный способ воспитания – «демократический».
Наша цель – помочь тем родителям, кому хотелось бы быть и добрым, и жестоким, но в меру, не перегибая палку и не впадая в крайности.
Итак, если вы хотите стать современным воспитателем, должны в своем воспитательном усердии следовать основным заповедям последовательно и неукоснительно.
Заповедь 1.
Никогда не занимайся воспитанием в плохом настроении.
Основой основ эффективного стиля обучения в семье является положительная эмоциональная установка. Воспитание детей – одно из самых прекрасных занятий человека, и ему непременно должны сопутствовать хорошее настроение, спокойствие, расположенность к общению.
Чтобы убедиться в важности этого простого совета, достаточно ответить на несколько вопросов. Где вам уютнее – в компании друзей, расположенных к вам, радующихся общению, или на сборище угрюмых субъектов, где каждый занят своим делом? Нравится ли вам, когда на вас кричат, либо вы предпочитаете нормальный тон разговора?
Заповедь 2.
Ясно определите, что вы хотите от ребенка, и объясните это ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу.
Дети не повторяют жизнь родителей, им суждено пройти свой путь. И они необязательно хотят того же, что и вы. Поэтому лучше всего договоритесь о каких-то принципиальных пунктах.
Заповедь 3.
Предоставьте самостоятельность. Воспитывайте, но не контролируйте каждый шаг. Не подменяйте воспитание опекой.
Взрослые не любят, когда вмешиваются в их дела, руководят поступками, навязывают готовые решения. Дети – тоже. Однако дети – люди неопытные. И хотя им очень хочется до всего дойти самим, сделать это они могут лишь с помощью взрослых. Эта помощь должна быть тактичной, современной и умеренной, именно помощью, а не выполнением того или иного дела «вместо», «за» ребенка.
Заповедь 4.
Лучше всего не подсказывайте готового решения, а показывайте пути к нему и время от времени разбирайте с ребенком его правильные и ложные пути к цели.
При этом очень важно эмоциональное стимулирование, немедленная реакция на каждое достижение ребенка. И здесь…
Заповедь 5.
Не пропустить момент, когда достигнут первый успех.
Никогда не ждите особого случая – хвалите ребенка за каждый удачный шаг. Этим вы эмоционально поддержите его. Ребенок чувствует, что его достижения не остались незамеченными. Причем хвалите не вообще, а конкретно. Не «ты молодец», а «ты молодец, потому что…», и обязательно дайте почувствовать свое настроение – в данном случае свою радость по поводу его успеха.
Если ребенок делает какое-то неверное движение, совершает ошибку, то необходимо…
Заповедь 6.
Своевременно сделать замечание, оценить поступок сразу и сделать паузу – дать осознать услышанное.
Любое замечание надо делать сразу после ошибки. При этом запомните…
Заповедь 7.
Главное – оценить поступок, а не личность.
К сожалению, именно в этом пункте таится самая распространенная и серьезная родительская ошибка. «Ты плохой» (оценка личности) звучит вместо уместного в этой ситуации «ты поступил плохо» (оценка поступка). Необходимо конкретно объяснить, в чем состоит ошибка, почему ребенок поступил неправильно. Если критикуется конкретная ошибка или поступок, а не личность, то у ребенка отпадает необходимость защищаться, а с ней и ненужные страхи, боязнь наказания, вынужденная ложь и т. п. Из строгого, даже жесткого, но спокойного и справедливого анализа поступка рождается вера в свои силы, в справедливость родителя.
Для того, чтобы указать ребенку на ошибку, не нужно вспоминать всю свою жизнь и все подходящие к моменту истории. Чем короче замечание, тем лучше. После замечания обязательно…
Заповедь 8.
Прикоснитесь к ребенку и тем самым дайте почувствовать, что сочувствуете его ошибке, верите в него, несмотря на оплошность.
Дайте понять (но не обязательно говорить), что по окончании неприятного разговора инцидент будет исчерпан. Сущность человека и его поступка – не одно и то же. Ведите себя именно так. Не поддавайтесь ложной мысли о том, что дети делятся на талантливых и неталантливых, хороших и плохих. Каждый ребенок может достигнуть многого, но для этого он должен видеть конечную цель. Как футбол без голов и ворот превращается в бессмысленную беготню с мячом, так жизнь без цели – не больше чем цепь хаотических порывов.
Заповедь 9.
Воспитание должно быть поэтапным.
Если вы приведете высокого, прыгучего, честолюбивого молодого человека в сектор для прыжков в высоту, укажите ему на планке отметку мирового рекорда и скажете «Прыгай!», то ничего путного не добьетесь. Планку надо поднимать постепенно. Также постепенно, двигаясь от первой высоты к следующей, штурмует планы человеческого роста ребенок. Задача воспитателя – своевременно и точно поднимать планку, руководствуясь системой перспективных целей.
Заповедь 10.
Воспитатель должен быть строгим и добрым.
И в этом суть современности. Ведь если в отношении дурного поступка проявилась жестокость и бескомпромисность – как он того заслуживает, а человеку дать понять, что относишься к нему хорошо, — это дает результаты в воспитании.
Ни беспредметная жестокость, ни беспредметная доброта не годятся в качестве принципов воспитания. Все хорошо в свое время, и надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией. Тогда воспитание будет современным, или «демократическим».