Возрастные особенности детей 8 лет
Подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концертировать свое внимание на чем-либо — вот, пожалуй, и все характерные черты. В эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки, выраженные эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей.
Физические особенности
- Дети этого возраста очень подвижны, энергичны. Ребенок растет очень быстро, но его рост неравномерен. Так как сердце не растет в пропорции с его телом, он не может вынести длительные периоды напряженной деятельности.
- Ребенок может сосредоточить свое внимание на 15 минут. Но его произвольное внимание не прочно: если появляется что-то интересное, то внимание переключается. Активно реагирует на все новое, яркое.
- Любит слушать речь взрослого, но необходимо учитывать, что порог слышимости и острота слуха еще не достигли своих наибольших величин (это произойдет в подростковом возрасте).
Интеллектуальные особенности
- Ребенок живет, в основном, настоящим. У него ограниченное понимание времени, пространства и чисел.
- Наши слова ребенок может понимать буквально. Затруднено понимание абстрактных слов и понятий.
- Любит задавать вопросы: «Почему?», «А правда ли это?»
- Ребенок хорошо запоминает факты, сведения, стихи. Прекрасный возраст для заучивания наизусть. Более легко запоминает слова, чем мысли.
- Особенно хорошо запоминает то, что чем-то мотивировано, значимо.
Эмоциональные особенности
- Начинает развиваться система оценок, но эмоции часто заслоняют объективность оценки. Авторитет взрослого еще так велик, что нередко собственную оценку заслоняет оценка взрослого.
- Достаточно хорошо может оценить и предвидеть предполагаемую реакцию взрослого. Прекрасно знает, когда и с кем что можно позволить.
- Ребенок нуждается в любви и опеке.
- Старается помочь маме по дому и учителям.
Социальные особенности
- Дети этого возраста дружелюбны. Им нравится быть вместе и участвовать в групповой деятельности и в играх. Это дает каждому ребенку чувство уверенности в себе, так как его личные неудачи и недостатки навыков не так заметны на общем фоне.
- Нравится заниматься изготовлением поделок, но чаще ребенок трудится лучше в начале, чем при завершении этого труда. Мальчикам больше нравятся энергичные игры, но они могут поиграть и с игрушками вместе с девочками.
- Ребенок гордится своей семьей, желает быть с семьей.
Возрастные особенности детей 9 лет
Физические
- Ребенок этого возраста очень активен. Любит приключения, физические упражнения, игры.
- Может пренебрегать своим внешним видом.
Предлагаем:
- Использовать прогулки, поездки, экскурсии.
- Обучать ребенка личной гигиене, уходу за своей одеждой, комнатой, приучать к пунктуальности.
Интеллектуальные
- Нравится исследовать все, что незнакомо.
- Понимает законы последовательности и последствия. Имеет хорошее историческое и хронологическое чувство времени, пространства, расстояния.
- Хорошо мыслит и его понимание абстрактного растет.
- Нравится делать коллекции. Собирает все, что угодно. Для него главное не качество, а количество.
- «Золотой возраст памяти».
Предлагаем:
- Обучение через исследование. Задавайте свои «почему?»
- Идти дальше поверхностных фактов, излагать свои истории с событиями и именами, сочинять, творить, придумывать
- Поставить вопросы, ответы на которые ребенок сможет найти самостоятельно. Указать, где можно найти информацию: в книге, в Интернете, по телевизору, спросить у старших и т.д.
- Предложить делать коллекции.
- Научить ребенка знать и любить книги.
Эмоциональные
- Резко выражает свои чувства. Сначала говорит, а потом думает.
- Свободно выражает свои эмоции. Эмоционально быстро включается в споры.
- Начинает развиваться чувство юмора. Желает рассказывать смешные истории.
- Скрытые страхи. Ему хотелось бы выглядеть бесстрашным.
Предлагаем:
- Учить самоконтролю: когда быть серьезным и спокойным, а когда быть веселым.
- Учить терпимости и самоконтролю. Рассматривать все факты до принятия решения. Учить уважать права и чувства других людей.
- Научить смеяться над собой. Не произносить тех шуток, которые будут оскорблять других людей.
- Учить свободе от страха. Вместе решать конкретные проблемы.
Ведущий вид деятельности:
В третьем классе основным механизмом познания окружающего мира является учебная деятельность. В это время у ребенка появляются интересы, направленные к отдельным школьным предметам. Но эти интересы крайне неустойчивы и определяются деятельностью учителя.
Социальная ситуация развития:
Третьеклассник продолжает приспосабливаться к системе требований взрослых, связанных с его учебной деятельностью, и приспосабливается к системе требований сверстников при общении с ними.
Мотивация:
В третьем классе у ребенка закрепляется мотивация к школе.
Мотивация к школе бывает:
Негативная. Ребенку не хочется и не нравится ходить в школу. У таких детей даже при хорошем развитии психических процессов нет успешной обучаемости.
Формальная. Ребенку нравится ходить в школу, но не для получения знаний, а ради формальных признаков: пообщаться с другими детьми, поиграть и т. п. У таких детей успеваемость обычно средняя.
Содержательная. Ребенок любит ходить в школу, ему нравится получать новые знания. Такие дети обычно достаточно успешны.
Новообразование:
Дети третьих классов вполне в состоянии управлять собой и внешне – своим поведением, и внутренне – своими психическими процессами и чувствами. У третьеклассников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.
Общение:
Общению третьеклассника характерны следующие признаки:
-Неустойчивость контактов.
-Эмоциональность.
-Зависимость от оценки взрослых: учителя, родителей. Ребенок общается с теми, кого взрослые одобряют.
-Разрыв между мальчиками и девочками.
-Взаимосвязь общения с деятельностью ребенка.