«Родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и развивать в нем лучшее».
— С того момента как ребенок попадает в школу, у него появляется второй дом, вторая семья – классный коллектив, т.к. в школе ребенок проводит половину своего времени. У него формируются отношения с одноклассниками, и каждый ребенок привносит в новую «семью» стереотип поведения, сложившийся в своей родной семье. Дети в коллективе взаимодействуют, оказывают влияние друг на друга, и поэтому нам всем очень важно, чтоб это влияние было положительным, чтобы обогащало детей только с лучшей стороны. Предлагаю вам, уважаемые родители, посмотреть, как проходят наши школьные будни.
— Но семья была и остается для ребенка важнейшей неотъемлемой частью жизни. Никто и ничто не в состоянии заменить семейную любовь, семейную заботу, семейное воспитание. Влияние семьи на ребенка превышает все воспитательные воздействия. Именно семья занимается формированием личности ребенка, развитием его способностей. В каждой семье вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, основу которой составляют те или иные ценностные ориентации. В заботах о детях родители становятся опытнее, мудрее, самокритичнее. Стремясь хорошо заботиться о детях, дать им полноценное воспитание, родители осознают свою ценность, поднимают свой статус, а это побуждает к новым усилиям на педагогическом поприще. Бесконечная работа родителей по расширению своего кругозора, совершенствования семейного образа жизни, повышение эффективности воспитательной деятельности, — вот залог счастливого детства ребенка.
Но для того, чтоб воспитательное воздействие было правильным, нам родителям необходимо познать себя, со своими достоинствами и недостатками, познать своего ребенка и научиться гармонично взаимодействовать друг с другом. На это и направлена работа сегодняшнего нашего собрания.
Проведение тестирования родителей.
Каждый получает конверт, в котором лежат карточки с графическими изображениями: Квадрат, Круг, Прямоугольник, Зигзаг, Треугольник
Инструкция:
1) Необходимо выбрать одну любую понравившуюся фигуру. На обратной стороне написать «Я».
2) Выбрать ту фигуру, которая, по вашему мнению, понравилась бы вашему ребенку. Написать на обратной стороне имя ребенка. (фигуры могут совпадать)
Родители получают карточки с расшифровкой выбранной ими фигуры.
КВАДРАТ
Психологические свойства:
Консервативен, в своих взглядах и убеждениях. В достижении поставленных целей проявляет упорство и настойчивость. Обладает хорошими организаторскими способностями, пунктуален, четко выполняет правила и инструкции. При выполнении любого дела его отличает добросовестность, исполнительность, повышенное чувство ответственности. В проявлении своих эмоций очень сдержан, рационалистичен, прямолинеен, иногда в ущерб своим интересам. Самооценка и уровень притязаний, обычно достаточно высокие. Знает, чего хочет сам, и чего хотят от него, свой внутренний мир тщательно оберегает от постороннего вторжения. Имеет, обычно, узкий круг друзей. Инициатором конфликтов бывает редко, способен к компромиссам, но не по принципиальным позициям. В конфликте, иногда берет на себя роль посредника, и, обычно, успешно с ней справляется. С трудом адаптируется ко всему новому.
ТРЕУГОЛЬНИК
Психологические свойства:
Обладает ярко выраженными качествами лидера: целеустремленностью, честолюбием. Имеет высокий уровень притязаний, стремится к достижению высокого социального статуса. Самооценка высокая, что проявляется в уверенности, граничащей с самоуверенностью. Обладает хорошими организаторскими способностями. Отличается упорством в достижении поставленной цели, высокой работоспособностью, нацелен только на победу, иногда любой ценой. Очень эмоционален, свои эмоции и чувства проявляет ярко, выразительно. Отдает предпочтение положительным эмоциям. Очень коммуникабелен, имеет широкий круг общения, но узкий круг друзей, т.к. его внутренний мир недоступен для окружающих. Часто бывает инициатором конфликтов, крайне редко идет на компромиссы. В конфликтах между двумя людьми часто берет на себя роль арбитра.
КРУГ
Психологические свойства:
Ему свойственна доброжелательность, отзывчивость, сострадание. Обладает хорошей интуицией. Эмоционален, склонен к сентиментальности, тяготеет к воспоминаниям о прошлом. Уровень притязаний, сформированный на основе заниженной самооценки, обычно невысокий. Иногда проявляется склонность к самообвинению и меланхолии. Часто ориентирован на мнение окружающих. Обладает высокой внушаемостью, нерешительностью, излишней доверчивостью. Очень общителен, легко вступает в контакт с другими людьми, обладает даром убеждения. Инициатором конфликтов не является, охотно идет на компромиссы, иногда в ущерб своим интересам, умело исполняет роль посредника и примирителя. Склонен к общественной деятельности, поручения выполняет добросовестно, с большим желанием и высоким чувством ответственности за порученное дело.
ЗИГЗАГ
Психологические свойства:
Ему свойственна импульсивность; непостоянство поведения и настроения; недисциплинированность, непоследовательность в поступках; непрактичность и безалаберность в финансовых вопросах; стремление работать в одиночку, отвращение к оформлению различных бумаг. Ему также присуща: жажда знаний, жажда изменений, отличная интуиция, одержимость своими идеями, мечтательность и устремленность в будущее, нестандартность мышления, творческий подход к решению возникающих проблем. Очень эмоционален, мнителен, обидчив, но не злопамятен. В межличностных отношениях конфликтен, но способен к компромиссам, если на него не оказывать сильного давления. Упрям, не терпит психологического насилия. Имеет узкий круг друзей. Свой внутренний мир тщательно оберегает от вторжения посторонних.
ПРЯМОУГОЛЬНИК
Психологические свойства:
Вследствие низкой самооценки, для данного типа личности характерны: неуверенность в себе, непоследовательность в решениях и поступках, импульсивность, нервозность, быстрые и резкие колебания настроения, застенчивость, мнительность, подозрительность, избегание конфликтов и конформизм. Его отличает любознательность, позитивная установка ко всему новому. Быстро поддается внушению, склонен к имитации поведения других людей, играя несвойственные ему социальные роли. В финансовых вопросах безалаберен, склонен к забывчивости, часто теряет вещи. Все это является симптомом глубокого личностного кризиса или наличия на момент диагностики сложной жизненной ситуации, выход из которой пока не найден.
— Сейчас, уважаемые родители, вы познали себя. Кроме того, вы выбрали карточку, которую, по-вашему, выбрал бы ваш ребенок. Хотите проверить, насколько точно вы чувствуете и понимаете своего ребенка?
Родители получают карточки, которые на предварительном тестировании выбрали дети.
— Можете поднять руки, кто угадал?
Родители получают карточку с расшифровкой фигуры ребенка.
— Теперь вы познали своего ребенка. Это очень важно как для него, так и для вас. Понимая ребенка, принимая его таким, каков он есть, вы имеете возможность более правильно на него воздействовать, избегать многих ошибок. Особенно, если ваши с ним психотипы очень различаются.
— Как же выбрать правильный подход в воспитании ребенка?
Специфика детско-родительских отношений заключается в том, что они характеризуются сильной эмоциональной значимостью как для ребенка, так и для родителя. Особенностью родительского отношения к ребенку заключается также и в том, что оно меняется в зависимости от возраста ребенка. Родительские установки, или позиции – совокупность родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним. Под родительским стилем подразумеваются установки и соответствующее поведение, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение к детям вообще. Таким образом, в качестве наиболее значимых черт родительского отношения выделяются эмоциональные, и деятельностные его аспекты.
В основу классификации типов семейного воспитания должны быть положены такие параметры, как эмоциональное принятие ребенка родителем, заинтересованность в ребенке и забота о нем, требовательность к ребенку, демократизм или авторитарность в семейных отношениях. Обобщая все существующие классификации детско-родительских отношений, к примеру, выделяют две оси, два измерения: любовь – контроль. Первая ось выражает эмоциональное отношение родителя к ребенку, родительскую установку и то, каким он воспринимает собственного ребенка. Любовь или принятие – это уважение к ребенку, забота о нем, понимание его внутреннего мира, терпеливое отношение к его психофизическим особенностям, поощрение самостоятельности и инициативы. Враждебность, неприятие – это неуважительное отношение к ребенку, жестокость, пренебрежительность, невнимательность. Ось (автономия – контроль) описывает типы дисциплинарной регуляции поведения ребенка. Крайние их варианты – полная автономия, граничащая с безнадзорностью, и чрезмерно строгий, жесткий контроль, предполагающий абсолютное подчинение родительской воле, пресечение всякой инициативы и самодеятельности ребенка.
Рассмотрим некоторые наиболее типичные виды воспитательного подхода родителей к детям различных психотипов.
- Предполагается, что активному ребенку родители будут предъявлять больше запретов, требований и наказаний, будут больше контролировать, уделять внимания, времени (гиперпротекция). Но активным ребенком родители больше неудовлетворенны, часто наблюдается отсутствие сотрудничества в детско-родительских отношениях, эмоциональное непринятие ребенка. В семье чаще воспитательная конфронтация.
- Непредсказуемому ребенку родители также скорей всего будут больше предъявлять требований, запретов, наказаний. Такой ребенок также привлекает больше внимания, сил, времени у родителей. Родители также испытывают неудовлетворенность в отношениях с ребенком, непринятие его, им труднее сотрудничать с ним.
- Неконтактного ребенка родители скорей всего будут больше опекать, уделять больше времени и сил, потакать. Родители будут предъявлять ему меньше требований, запретов, наказаний. В воспитании будет проявляться больше мягкости, чем строгости.
- Неприспособленному ребенку (плохо адаптирующемуся) будут предъявлять меньше требований, запретов, наказаний. Но отношениями с ребенком родители больше неудовлетворенны.
- Ребенку с высокой интенсивностью эмоциональной реакции родители будут предъявлять больше требований, запретов, наказаний, его будут больше контролировать, уделять больше внимания и сил. Родители, скорее всего, неудовлетворенны сложившимися отношениями с ребенком, испытывают непринятие, чаще наблюдается отсутствие сотрудничества с ребенком, в семье чаще воспитательная конфронтация по поводу воспитания.
- В воспитании ребенка с чаще всего негативно окрашенным настроением, родители будут предъявлять больше требований, запретов, санкций. Родители неудовлетворенны отношением с ребенком, испытывают эмоциональную дистанцию, непринятие ребенка. В семье чаще наблюдается воспитательная конфронтация.
- Неусидчивому ребенку родители будут уделять больше внимания, сил (гиперпротекция), больше контролировать, предъявлять ему больше требований, запретов, санкций.
- Ребенку с высокой отвлекаемостью родители будут предъявлять также больше требований, запретов, наказаний, больше контролировать, уделять больше внимания и сил.
- Ребенку с низким порогом чувствительности (очень чувствительному) родители будут предъявлять меньше требований, запретов, санкций, больше уделять времени и сил, потакать ему. Родители данного ребенка больше принимают, испытывают большую эмоциональную близость, лучше с ним сотрудничают, больше удовлетворены отношениями с ребенком.
— Уважаемые родители, вы получили большой объем различной информации. Какими своими мнениями, выводами вы хотели бы поделиться, что обсудить, какие вопросы задать?
— Подводя итог нашего собрания, хотелось бы процитировать восточную мудрость: «кто не наказывает ребенка – не друг ему, а враг». Не наказывая ребенка, мы не даем ему возможность понять, что такое «хорошо», а что такое «плохо», не учим правильно оценивать свои поступки. Но наказание наказанию рознь. Наказание должно быть разумным и адекватным. Делая замечания ребенку, порицая его за проступок, необходимо руководствоваться не гневом, а любовью.
Рекомендации для родителей:
Прежде, чем делать замечание ребенку, постарайтесь ответить на следующие вопросы:
- В каком состоянии я нахожусь?
- Что даст ребенку и мне мое замечание?
- Хватит ли мне времени, чтобы не только отругать, но и разъяснить, почему так нельзя поступать?
- Хватит ли мне терпения и выдержки довести дело до конца?
И самое главное: поставьте себя на место своего ребёнка и только потом примите решение.
Счастья вам и вашим детям!
Классный руководитель 3 класса Пушкова Е.Н.