Консультация для педагогов «Организация работы с учащимися классов интегрированного обучения и воспитания»

  Классы интегрированного обучения и воспитания объединяют разных детей, зачастую очень отличающихся друг от друга. Учителю такого класса важно понимать и принимать всех детей, учитывать их индивидуальные особенности. В каждом ребенке нужно, прежде всего, видеть личность, которую можно воспитать и развить в ней положительные человеческие качества. Основная цель учебных занятий в классах интегрированного обучения и воспитания – создание таких условий, чтобы все дети могли контактировать друг с другом, чтобы все учащиеся класса были вовлечены в коллективную деятельность, чтобы каждый ученик по мере своих способностей был включен в общий образовательный процесс.

    Рекомендации для поддержки детей с особенностями психофизического развития:

  1. Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, также, как к другим детям.
  2. Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.
  3. Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.
  4. Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха.

Рекомендуемые приемы:

— Снятие страха — «Ничего страшного…»
— Скрытая инструкция — «Ты же помнишь, что…»
— Авансирование — «У тебя получится…», «Ты сможешь…» Говорите это искренне и уверенно.
— Усиление мотива — «Нам это нужно для…» («Будешь лучше читать, сможешь найти в книге ответы на свои вопросы»)
— Педагогическое внушение — «Приступай же…
— Высокая оценка детали — «Вот эта часть у тебя получилась замечательно…» («Сегодня ты хорошо рассказал о…, отвечал на вопросы и т.д.»)

  1. Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность.

Рекомендуемые приемы:

— Отмечайте достижения ребенка, а не неудачи.
— Делайте ошибки нормальным и нужным явлением.
— Формируйте веру в успех.
— Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах (на прошлом занятии, уроке ты смог сделать…, сможешь и сейчас).
— Дайте, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.

  1. В основе обучения у детей с особенностями в развитии лежит дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении.

Дифференциация в современном понимании – это учет индивидуальных особенностей детей в той форме, когда дети группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения.

Дифференцированный подход к детям во время занятий осуществляется за счет:

— дозирования индивидуальной образовательной нагрузки как по интенсивности, так и по сложности материала;
— индивидуальной помощи в виде стимуляции к действию, дополнительного пояснения и др.;
введения специальных видов помощи, а именно:
— зрительных опор на этапе программирования и выполнения задания;
— речевого регулирования на этапах планирования и выполнения задания (сначала педагог задает программу деятельности и комментирует действия ребенка; затем ребенок сам сопровождает свою деятельность речью; на следующих этапах дает словесный отчет о ней; на завершающих этапах учится сам самостоятельно планировать свои действия и действия других детей);
— совместного с педагогом сличения образца и результата собственной деятельности, подведения итога выполнения задания и его оценки;
— введение элементов программированного обучения и т.д.

Индивидуальный подход в обучении:

проведение занятий в непринуждённой форме с установкой на успех каждого ученика;

— учёт психофизических, личностных особенностей;
— опора на индивидуальные возможности и зону ближайшего развития;
— организация деятельности ребенка в зоне «ближайшего развития», т. е. область потенциальных возможностей ребенка. Развитие происходит только в проблемной ситуации!!!
— смена видов деятельности каждые 15–20 минут с целью предупреждения утомления и охранительного торможения;
— соблюдение принципа «от простого к сложному»;
— переход к следующему изучению материала только после усвоения предыдущего;
— поощрение малейших успехов детей, тактичная помощь, развитие веры в собственные силы и возможности;
— снижение объёма и скорости выполнения письменных заданий по всем предметам и контрольных работ по русскому языку;
— освобождение обучающихся от контроля по выполнению норм техники чтения.

При выполнении заданий тоже следует подходить индивидуально:

—  разъяснение инструкции;
— выделение ключевых слов;
—  с упражнениями, требующие минимального заполнения;
краткое содержание параграфа;
заранее предоставить список вопросов, на которые впоследствии надо будет ответить.

  1. При организации обучения ребенка с особенностями развития следует учитывать следующее:

— выбор места в классе;
— заранее предупреждать о предстоящем окончании выполнения задания;
— предоставление дополнительного времени;
— специализированные учебники;
— оценки понимания задания.
Дробить вопрос на более мелкие, если возникает затруднение с ответом.

 

Добавить комментарий