Последствия домашнего насилия

Доверчивы глаза детей,
И ангелы хранят их души.
Пусть безмятежный тот покой
Никто во веки не нарушит!
И пусть не катиться слеза
Ни от обид, ни от печали,
И, словно солнышко, всегда
Улыбка на лице сияет!

Насилие над ребенком – это любое неслучайное поведение родителей, других взрослых или подростков, выходящее за пределы норм поведения и / или несущее значительный риск физического или психологического ущерба. Такое поведение может быть намеренным или ненамеренным и включать в себя как акты действия (насилие), так и бездействия (пренебрежение).

Специалисты выделяют четыре основных вида насилия:

1) физическое;
2) психологическое (эмоциональное);
3) сексуальное;
4) неудовлетворение основных жизненных потребностей детей и подростков.

Стоить отметить, что обычно ребенок или подросток подвергается не одному виду насилия, а нескольким или даже всем сразу. При описании смешанных видов насилия принято выделять основной из них или указывать те, которые имеют преобладающий характер. Насилие, пережитое в детстве, не проходит бесследно – оно накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека. Плохие отношения, непонимание между родителями и детьми часто порождают «цепочку» осложнений у современных детей и подростков, начиная от трудностей в школе и заканчивая личностными проблемами.

 Последствия насилия

Как утверждают ученые, испытанная ребенком жестокость оставляет след на всю жизнь и приводит к самым разнообразным последствиям, которые объединяет одно – ущерб здоровью подростка или опасность для его жизни. Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения. К ближайшим относятся физические травмы, повреждения, острые психические реакции в ответ на любую агрессию, особенно на сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия, но в обоих случаях подросток бывает охвачен страхом, тревогой, гневом. Среди отдаленных последствий выделяют различные заболевания, личностные и эмоциональные нарушения физического и психического развития, а также тяжелые социальные последствия, где можно выделить два взаимосвязанных аспекта: вред для жертвы и для общества.

Главными последствиями насилия являются:

— низкая самооценка;
— повышенная тревожность;
— агрессия и аутоагрессия (форма активности, направленная на причинение себе вреда);
— неспособность к доверительным отношениям с другими людьми, одиночество;
— частые депрессивные состояния;
— подозрительность и недоверие;
— импульсивность и поведенческие расстройства;
— мысли о самоубийстве;
— чувство вины, пессимизм, негативные установки;
— склонность к зависимости от окружающих;
— эмоциональные проблемы;
— асоциальное поведение;
— неадекватное сексуальное поведение;
— потеря интереса к школе и др.

Еще одно серьезное последствие психологического насилия – то, что ребенок может стать жертвой других видов насилия, в частности, насилия в киберпространстве.

Куда обращаться за помощью в ситуации насилия?

При необходимости можно обращаться за помощью в соответствующие государственные органы и организации, а также к специалистам общественных объединений. На сегодняшний день в нашей стране создана достаточно масштабная система защиты прав и свобод ребенка, в том числе, от насилия и жестокого обращения. На основании законодательных актов нашей страны такую деятельность ведут разные органы и учреждения: комиссии по делам несовершеннолетних, органы образования, опеки и попечительства, социальной защиты, здравоохранения, внутренних дел.

 Рекомендации родителям

  1. Обсудите с подростком вопрос о помощи различных служб в ситуации, сопряженной с риском для жизни.
  2. Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.
  3. Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым вы доверяете.
  4. Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.
  5. Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте вместе с ним.
  6. Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.
  7. Не иронизируйте над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.
  8. Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребенок слаб физически, запишите его в секцию какой-либо борьбы или другую, связанную со спортом, и интересуйтесь его успехами.
  9. Если кто-либо из ваш друзей и знакомых вызывает у вас опасения в отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком.
  10. Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребенка по различным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.
  11. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.
  12. Учите ребенка предвидеть последствия своих поступков, сформируйте у него потребность ставить вопрос: «Что будет, если?..».
  13. Ни в коем случае не оставляйте нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья вашего ребенка.

 Несколько рекомендаций для установления доверительных отношений с ребенком.

  • Приглашайте к себе домой друзей своего ребенка. Конечно, это хлопотно, но это стоит ваших усилий. В результате ваш ребенок будет доверять вам, и у него появится хорошая привычка: он будет знакомить вас со своими новыми друзьями.
  • Старайтесь быть дома к тому моменту, когда ребенок должен вернуться домой.
  • Выражайте радость по поводу прихода ребенка домой. Обнимайте ребенка.
  • Просите ребенка писать вам письма с рассказом о своих чувствах и переживаниях. И сами пишите такие письма ему.
  • Оставляйте ребенку специальные записочки с поручениями и похвалами.

 Чтобы понять, проявляете ли вы насилие в отношении
своего ребенка, необходимо сделать следующее:

  • Прочитать определения видов насилия и ознакомиться с перечнем его последствий.
  • Вспомнить, кто и когда применял к вам хотя бы один из перечисленных видов насилия. Это нужно для понимания того, не действуете ли вы по усвоенной в детстве схеме, которая руководит вашим поведением и сегодня.
  • Подумать, какой из видов насилия вы применяли или применяете в настоящее время. Зачастую признать свое поведение недостойным трудно, но это первый шаг к изменениям.
  • Осознать, можете ли вы самостоятельно прекратить насильственные действия. В настоящее время есть много возможностей получить квалифицированную помощь (на бесплатной или на платной основе) в центрах, где работают психологи.

Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от различных негативных последствий, ведь в слабых руках ребенка наше будущее.

В.И. Киселевич

Добавить комментарий