В жизни каждого участника образовательного процесса случались ситуации, обозначаемые как стрессовые. Само понятие «стресс» стало очень частым в употреблении. Что же такое стресс на самом деле и как можно предотвратить его негативные последствия?
Стресс – состояние человека, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия, реакция организма на неблагоприятное воздействие. Впервые этот термин использовал Г. Селье в своем учении, посвященном данной проблеме. В переводе с английского языка стресс буквально переводится как напряжение. Г. Селье говорил о том, что стрессовое состояние испытывают все люди. Он выделял два вида стрессов: дистресс (эмоционально – стрессовые состояния, характеризующиеся переживанием отрицательных, негативных эмоций; приводящие к патологическим нарушениям и депрессиям), и эвстресс (положительные эмоциональные реакции). В ситуации положительного стресса человек активно работает, позитивно настроен. Воздействие стресса отрицательного негативно сказывается на работе организма и самочувствии. К стрессу приводят разные причины. Среди них можно выделить и физиологические и психологические факторы.
Причины возникновения стрессов
- Влияние окружающей среды (шум, холод, жара).
- Нагрузки: физические; физиологические; информационные; эмоциональные; рабочие.
- Повседневные раздражители.
- Отсутствие привычных социальных связей.
- Тяжелые жизненные ситуации.
- Переломные этапы жизни, личностные кризисы.
- Воспоминания, прогнозы, идеи относительно будущего.
- Неудовлетворение материальных потребностей.
- Ситуации неопределенной или конкретной угрозы.
- Противоречия между несовместимыми мыслями.
- Цейтнот, нехватка времени.
- Социально – психологические и экономические факторы.
Проявления стресса
- Рост тревоги.
- Уменьшение контроля над эмоциями.
- Понижение внимания.
- Плохой сон, аппетит.
- Вялость, апатия, пессимизм.
- Лабильность настроения, слезливость.
- Агрессивность.
- Снижение работоспособности или мотивации учебной деятельности.
В своем развитии стресс проходит три стадии:
- Стадия мобилизации, напряжения и тревоги. Активизируется эмоциональное состояние, человек волнуется.
- Стадия адаптации. Основная задача – приспособление к стрессу, организм пребывает в напряженном, мобилизованном состоянии.
- Стадия истощения. Длительное сопротивление стрессу приводит к тому, что резервы личности и организма постепенно подходят к концу. Часто на этой стадии случаются болезни, депрессивные состояния, возможны нервные срывы, невротические реакции.
Профилактика стресса строится, в том числе, и на обучении человека управлять своим состоянием на разных стадиях стресса. К стрессам часто приводят не только внешние факторы, но и внутренние когнитивные установки. Установка – готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту. Мысленные установки, носящие стрессопровоцирующий характер, часто препятствуют успешной деятельности. Это такие установки, как:
- Установка долженствования (я должен, во что бы то ни стало).
- Установка катастрофизации (преувеличение негативных последствий или характера явления и ситуации: кошмар, ужас, конец света).
- Установка предсказания негативного будущего (все будет плохо: а что, если…, а ведь может быть…, а вдруг…).
- Установка максимализма (только на отлично, по максимуму, на все сто).
- Установка дихотомического мышления (или – или).
- Установка персонализации (все события влияют на меня, я влияю на все).
- Установка сверхобобщения (все, никто, никогда, всегда, постоянно, вечно, всюду).
- Установка чтения мыслей (тенденция приписывать другим невысказанные вслух суждения, мнения: «они думают…»).
- Установка оценочная (оценка личности в целом, а не поступков: плохой, хороший, глупый, никчемный).
- Установка антропоморфизма (приписывание человеческих свойств и качеств объектам и явлениям живой и неживой природы: хочет, думает, справедливо, честно и т. п., адресованное не человеку).
Помочь преодолеть стресс легче, обладая психологической устойчивостью. Психологическая устойчивость – умение управлять стрессовыми ситуациями, сохранение спокойствия в сложных экстремальных ситуациях, состояние внутренней гармонии, позитивное восприятие себя, соответствие личностных притязаний и достижений, осознание смысла жизни, физическая выносливость. Поддерживает психологическую устойчивость занятие любимым делом и доброжелательное отношение к людям, а также внутренние (личностные) и внешние (межличностная поддержка, социальная поддержка) ресурсы.
Внутренние ресурсы:
— позитивное восприятие и отношение к себе;
— соответствие личностных притязаний и достижений;
— ощущение смысла жизни, вера в достижимость поставленных целей;
— хорошее физическое здоровье, выносливость;
— мотивация здорового образа жизни;
— принятие ответственности за происходящее на себя;
— умение конструктивно управлять стрессом.
Внешние ресурсы:
— эмоциональная поддержка близких людей;
— ощущение себя частью коллектива;
— социальная идентичность.
В течение жизни сдавать экзамены приходится каждому человеку. И практически нет человека, который не испытывал бы страха перед экзаменом. Конечно, волнение у всех проявляется по–разному, но, когда нам предстоят нелегкие испытания, чувствовать беспокойство в порядке вещей. Отметим, что экзамены – это стресс не только для самого сдающего, но и для окружающих его людей – родителей или других родственников. В дальнейшем будем говорить и о собственных возможностях человека по регуляции своего предэкзаменационного состояния, и о тех способах смягчения стресса, которые могут обеспечить ребенку родители.
Итак, экзамен, по мнению Г. Мариани – это:
— переработка большого объема информации, что связано с нагрузкой на мозг;
— серьезное эмоциональное переживание, т. е. нагрузка на нервную систему;
— оценка не только накопленных знаний, но и личности экзаменуемого.
Экзаменационный стресс проявляется как на физиологическом (недосыпание, переутомление, излишнее волнение и т.д.), так и психологическом уровнях (информационный стресс — переработка и запоминание большого объема литературы; эмоциональный стресс – восприятие и переживание новой необычной ситуации, состояние угрозы собственной идентичности и представлениям о себе, страх отрицательной оценки со стороны родителей, друзей, педагогов).
Дрожь в коленках, холодный пот, стучащие зубы, полная или частичная потеря голоса – знакомые признаки синдрома экзаменующегося. Стрессовое состояние может сопровождаться взволнованностью, испугом, которые нарушают согласованность действий, затормаживают мышление, препятствуют сознательному управлению деятельностью и вызывают необдуманные действия. А, в довершение всех неприятностей, зачастую приводит к прямо противоположному результату: вместо успешной оценки получается наоборот.
Практика показывает, что можно изменить свое отношение к экзаменам и быть хозяином ситуации. Ведь сигналы опасности говорят не об отсутствии готовности, а о недостатке подготовленности. Есть несколько вариантов поведения при подготовке и сдаче экзаменов, которые позволяют достигнуть желаемого результата (т.е. удачно сдать экзамен для себя и своей нервной системы).
И.И. Кобылкевич