Наблюдения – основа астрономии

  Огромные пространственно-временные масштабы изучаемых объектов и явлений определяют отличительные особенности астрономии. Сведения о том, что происходит за пределами Земли в космическом пространстве, люди получают главным образом на основе приходящего от этих объектов света и других видов излучения. Наблюдения – основной источник информации в астрономии, эта ее особенность отличает астрономию от других естественных наук (например, физики или химии), где значительную роль играют опыты и эксперименты, планируемые в лабораториях.

    При всей важности теоретических и лабораторных работ основной деятельностью начинающих астрономов являются наблюдения, что определяется спецификой этой учебной дисциплины.

    Школьные астрономические наблюдения волнуют учащихся всех возрастов и являются одной из самых захватывающих и увлекательных частей обучения. Когда молодые умы, полные любопытства, смогут рассмотреть вселенную через объектив телескопа, мир становится невероятно великим и загадочным.

    Астрономические наблюдения бывают демонстрационными, учебными и научно-исследовательскими – любительскими. Эти три типа наблюдения соответствуют трём этапам занятий школьников при изучении астрономии. Каждому виду наблюдения соответствуют свои цели и задачи.

    Демонстрационные наблюдения (осенние вечерние астрономические наблюдения) носят обзорный характер и соответствуют начальному этапу изучения астрономии. Цель этих наблюдений – развить, закрепить интерес ребят к астрономии, к самостоятельному изучению. Задача демонстрационных наблюдений – показать юным астрономам многообразие астрономических объектов и явлений, красоту неба, романтичность астрономии.

    Цель учебных наблюдений, которые проводятся на II этапе занятий (вечерние весенние наблюдения) – познакомить и обучить учащихся методике их проведения, привить навыки работы с оптическими инструментами, справочной литературой, с атласами и картами. Они готовят школьников к проведению научно-исследовательских работ. Перед ребятами ставится задача: что и как наблюдать. Действия юных астрономов ограничиваются инструментами по проведению данных наблюдений. В процессе таких наблюдений школьники учатся методике их проведения, правилам регистрации получаемых результатов, методами обработками. У детей развиваются и формируются качества, необходимые наблюдателю: аккуратность, добросовестность, пунктуальность, выдержка, объективность, терпеливость, трудолюбие.

     Научно-исследовательские наблюдения проводятся на III этапе изучения астрономии, они могут быть: систематическими – наблюдения Солнца (чаще всего), переменных звёзд, патрульными – наблюдения комет, метеоров, эпизодическими – наблюдения затмений. Цель таких наблюдений – получение научных данных.

    Несмотря на высокое развитие инструментальных средств наблюдения, до сих пор не потеряло своего значения наблюдение некоторых объектов и явлений.

1    0 октября учащиеся 11 класса воспользовались уникальной возможностью окунуться в мир звезд и планет. После проведения обзорной экскурсии по звездному небу ребята впервые взглянули на небо «вооруженным» глазом, рассмотрев в школьный телескоп наш ближайший спутник – Луну, находящуюся в идеальной для наблюдения фазе – первой четверти. В этот период Луна поражает учащихся обилием и чёткостью видимых деталей поверхности, не мешая наблюдению созвездий и других объектов.

    Как по заказу, в этот вечер Земля попала в мощный поток солнечной плазмы, спровоцировавший сильную магнитную бурю, и, как следствие, достаточно редкое в наших широтах красочное атмосферное явление – полярное сияние. Хотя полярные сияния принадлежат к геофизическим явлениям, тем не менее, они представляют и для астрономии большой интерес, поскольку развиваются под действием космических факторов. Наблюдения полярных сияний имеют огромное значение для изучения физических свойств земной атмосферы, и поэтому их, по возможности, следует проводить в первую очередь. Надо иметь в виду, что для всестороннего и полного изучения свойств земной атмосферы нужен прежде всего массовый наблюдательный материал. Собрать такой материал не в состоянии одни специалисты-астрономы и геофизики, но зато он вполне может быть получен силами любителей астрономии и учащихся средних школ.

    Кроме того, ребята смогли увидеть кольца газового гиганта – Сатурна (условия наблюдений были достаточно благоприятными), научились определять стороны горизонта по Полярной звезде и «туристическому» треугольнику, детально рассмотрели дискретное строение Млечного пути, полюбовались разноцветной гирляндой – звездным скоплением Плеяды, познакомились с несколькими красивыми легендами и мифами о созвездиях, видимых в нашем Северном небесном полушарии.

    По итогам насыщенного вечера школьники приобрели ценный опыт самостоятельных наблюдений и пополнили багаж знаний о ближнем и дальнем космосе, получили массу положительных эмоций, а самое главное – желание еще глубже проникнуть в тайны удивительной науки – астрономии.

М.М. Хвисюк, учитель астрономии

Добавить комментарий