«Агрессия, ее причины и последствия»

Притча «Бабочка»

         В далёкой стране жил мудрец, который мог справедливо рассудить любой спор, любое разногласие, все, кто к нему обращались, уходили от него удовлетворёнными. Слава о мудреце разнеслась по всей земле.

         Один человек, очень злой и завистливый, решил опозорить мудреца. Он сказал своему приятелю: «Хочешь, я посрамлю мудреца? Я поймаю бабочку и спрячу её в своих  ладонях. Когда мы придём к мудрецу, я спрошу у него, что у меня в ладонях – живое или неживое. Если он скажет: «Живое», я бабочку незаметно раздавлю, а если он скажет: «Неживое», я выпущу бабочку на волю». Пришли они к мудрецу, и человек спросил: «Что у меня: живое или неживое?» «Всё в твоих руках», — ответил мудрец.

              Ребёнок, которого мы воспитываем, тоже находится в наших руках, и от нас зависит, что и кто из наших рук выйдет в жизнь.

        В школе практически в каждом классе есть дети, которые постоянно нападают на одноклассников, оскорбляют и обманывают. В домашней обстановке можно наблюдать перепалки между детьми, обзывания, даже мелкие стычки, драчки. Это и есть агрессивное поведение.

        У подростка чаще всего возникают противоречия с окружающими людьми. Подросток стремится самоутвердиться и его поведение становится непредсказуемо. Он может неадекватно, агрессивно реагировать на замечания, просьбы взрослых. Это агрессивные ребята, но причина такого поведения кроется не только в них самих. Ведь агрессия – это отражение внутренних проблем подростка, которые возникают чаще всего из-за жестокости и безучастия нас, взрослых. В душе его происходит борьба…

        Давайте разберёмся, что такое агрессия?

       Под агрессией мы понимаем поведение человека, приносящее физический и моральный ущерб другим людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности. (Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio), что означает «нападение», «приступ».)

       Существует два вида агрессии — «доброкачественная» и «злокачественная». Первая появляется в момент опасности и носит защитный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой жестокость. Агрессивность как личностная черта входит в группу таких качеств, как враждебность, обидчивость, недоброжелательность, негативизм, злость, мстительность.

Психологи выделяют несколько видов агрессивных реакций:

  1. физическая — использование физической силы против другого лица;
  2. вербальная – выражение негативных чувств через словесное содержание (угрозы, проклятия) и через форму (визг, крик)
  3. косвенная – агрессия ни на кого не направленная;
  4. раздражение – готовность, при малейшем возбуждении, к проявлению негативных чувств (вспыльчивость, грубость);
  5. обида – зависть и ненависть к окружающим за реальные и вымышленные  действия;
  6. подозрительность – недоверие или убеждение в том, что другие люди планируют и приносят вред;
  7. негативизм – открытое  проявление недовольства, чем либо или кем либо.

Факторы, провоцирующие агрессивность у подростка

Наследственно-характерологические факторы:

  1. наследственная предрасположенность к агрессивному поведению;
  2. психопатоподобное, эпилептойдное, аффективно-возбудимое поведение родителей или взрослых в окружении ребёнка;
  3. наличие выраженной тревожности и гиперактивности у ребёнка.

Органические факторы:

  1. травмы головного мозга;
  2. особенности нервной системы.

Социально-бытовые:

  1. неблагоприятные условия воспитания;
  2. неадекватно-жестокий родительский контроль;
  3. враждебное или оскорбительное отношение к ребёнку;
  4. конфликт между супругами.

Ситуационные:

  • реактивность (ответная агрессия) на присутствие новых взрослых или сверстников;
  • чувствительность к оценке, осуждению, порицанию;
  • введение ограничений в поведение ребёнка (увеличение темпа или сложности деятельности, отрицательная оценка успешности ребёнка);
  • новизна, увеличивающая тревогу, или привыкание, снижающее ответственность за агрессивное поведение в новой ситуации;
  • нарастание утомления и пресыщения у ребёнка.  

Агрессивное поведение у подростков — это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми подросток справиться не в силах. Эмоциональный мир агрессивных людей недостаточно богат, в их чувствах преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации ограничено. Чаще всего это защитные реакции. 

Уважаемые родители! Помните, агрессивность проявляется, если:

  • ребёнка бьют
  • над ребёнком издеваются;
  • над ребёнком зло шутят;
  • ребёнка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
  • родители заведомо лгут;
  • родители пьют и устраивают дебоши;
  • родители воспитывают ребёнка двойной моралью;
  • родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребёнка;
  • родители не умеют любить одинаково своих детей;
  • родители ребёнку не доверяют;
  • родители настраивают ребёнка друг против друга;
  • родители не общаются со своим ребёнком;
  • родители живут своей жизнью, и в этой жизни нет места их ребёнку;
  • ребёнок чувствует, что его не любят.

Если взрослые злословят, завидуют, осуждают всех, то этого же следует ждать от ребенка. Ну, а если в вашей семье все нормально, все воспитаны, но ваше чадо вдруг стало неуправляемым, постоянно грубит? Причин может быть несколько:

1) Возможно, ваш ребенок инфантилен, т.е. его социальный  и психологический статус не соответствует возрасту. Скорее всего, вырастет он, вырастет его сознание, все станет нормально.

 2) Причиной грубости ребёнка может быть протест на унижение со стороны взрослых. Это вполне естественно и нормально. Нам, взрослым, можно грубить, почему же нельзя ему? Ведь он такой же человек.

3) Самая страшная причина — в патологической уродливости характера ребенка, в его повышенной возбудимости, злобности, конфликтности. Здесь необходима помощь специалистов: психологов, социального педагога,  возможно, специалистов медицины.

Рекомендации, что бы предотвратить агрессию:

  • научите ребёнка преобразовывать прямую агрессию в косвенную, выплёскивать внутреннее напряжение через активные действия, занятия спортом, символическое её проявление (топнуть ногой, громко стукнуть книгой по столу и т.п.);
  • снять агрессию помогут и специальные упражнения. Дети хорошо осваивают их в том случае, если агрессивность действительно приносит им множество проблем и они осознают это. Например, можно научить ребёнка в момент импульса к агрессии концентрировать внимание на своих руках и нарочно сжимать кулаки с предельным усилием. Гипернапряжения неизбежно сменять релаксацией мышц. И если агрессия не уйдёт вовсе, то она станет управляемой;
  • развивайте у ребёнка умение снижать уровень эмоционального напряжения через физическую релаксацию (для этого используются прослушивание спокойной музыки, фантазии-визуализации, медленные танцы, специальные дыхательные упражнения, методы аутотренинга и т.п.);
  • обучение ребёнка проговаривать партнёру по общению свои чувства, предлагать сотрудничество. Это поможет преодолеть противоречия, предотвратить конфликты в будущем;
  • если у подростка неуёмная энергия – найдите ей здоровый выход. Роликовые коньки, велосипед, футбольный, волейбольный, баскетбольный мячи и т.д. – это то, что нужно им как воздух;
  • помните, что, если дети в момент ссоры топают ногами, выкрикивают угрозы и оскорбления, изо всех сил хлопают дверьми, всё это в порядке вещей и не выходит за рамки нормального поведения. В таких случаях просто разведите их в разные стороны. Пусть успокоятся, а потом поговорите с каждым в отдельности.
  • Выслушайте их очень внимательно, пусть выговорятся, а может быть, и выплачутся. Тогда их гнев окончательно уляжется. При этом не надо ни утешать, ни критиковать, ни выступать в роли судьи. Попробуйте спокойно разобраться в истинных причинах агрессии. В разговоре с глазу на глаз объясните ребёнку, что не надо стыдиться своих чувств, даже гнева, в этом нет ничего предосудительного, но нужно стремиться решать вопросы мирным путём.

Памятка для родителей

  • Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открыто­сти и доверия.
  • Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не все­ляйте в его душу несбыточных надежд.
  • Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.
  • Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на подростка.
  • Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.
  • Не изменяйте своим требованиям по отношению к подростку в угоду чему-либо.
  • Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.
  • Не бойтесь поделиться со своим ребенком своими чувства­ми и слабостями.
  • Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зави­симости от его учебных успехов.
  • Помните, что Ваш ребенок — это воплощенная возможность!
  • Воспользуйтесь ею так, чтобы эта возможность была реали­зована в полной мере!                                                               

А.П. Шерешовец, классный руководитель 9 класса

Добавить комментарий