Инклюзивное образование в Республике Беларусь
Инклюзивное образование – обучение и воспитание, в процессе которых особые образовательные потребности всех обучающихся, в том числе лиц с особенностями психофизического развития, удовлетворяются в учреждениях основного и дополнительного образования при создании в них соответствующих условий и наиболее полном включении в совместный образовательный процесс всех обучающихся.
Конвенция о правах инвалидов 2006 года открыла новую веху в развитии международного и национального законодательства, устанавливающего механизмы обеспечения прав человека в случае наличия у него инвалидности. Инклюзивное образование рассматривается как основной механизм реализации права инвалидов на образование. В основе инклюзивного образования лежит принцип, согласно которому все дети, насколько это возможно, должны учиться вместе, независимо от существующих между ними различий. Концепция инклюзивного образования является прямой противоположностью концепции специального образования, которая реализует раздельное обучение здоровых детей и детей-инвалидов и приводит к их еще большей маргинализации в обществе. Республика Беларусь реализует специальное образование в учреждениях специального образования и учреждениях интегрированного типа (обычные школы, создавшие условия для обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями). Интеграция — разновидность специального образования, она не затрагивает организационную структуру, учебную программу, стратегии обучения и приобретения знаний, а это приводит к тому, что дети-инвалиды оказываются в изоляции не в специальных школах, а обычных. В мировой практике интегрированное обучение рассматривается как переходная ступень к инклюзии.
Модель интегрированного обучения является значительным достижением по сравнению с ранее существовавшей моделью раздельного образования, когда ребенок с инвалидностью не имел никаких шансов обучаться со своими сверстниками в детском саду или школе. Но по мере развития и расширения интегрированных классов и групп в детских дошкольных учреждениях стало очевидно: недостаточно просто открыть двери обычной школы или детсада для ребенка с особыми потребностями и поместить его в обычном классе со сверстниками.
В настоящее время в Республике Беларусь отмечаются следующие тенденции:
- ежегодное увеличение количества детей с особенностями психофизического развития;
- сокращение специальных школ и школ-интернатов;
- получение образования большинством детей с ОПФР в учреждениях основного образования
Тогда почему при развитой системе интегрированного обучения и воспитания существует необходимость перехода к инклюзивному образованию и в чем принципиальные отличия. Если критически посмотреть на существующую систему интегрированного образования, то можно выделить следующие проблемные моменты:
- образовательная среда не всегда учитывает потребности каждого обучающегося;
- ребенок приспосабливается к условиям обучения (школе, классу, учителю);
- ребенок с особенностями часть учебных занятий проводит вне основного класса;
- учащийся с ОПФР обучается по отдельным учебным программам;
- педагоги не всегда профессионально подготовлены к работе с детьми с ОПФР;
- отношение: я терплю рядом с собой другого.
Опрос учителей работающих в классах интегрированного обучения и воспитания (особенно «не полной наполняемости») показал, что основная проблема интеграции заключается: 1) в невозможности качественно реализовать на одном уроке 2, а иногда и 3 образовательные программы (общеобразовательную и специальные в зависимости от категории детей); 2) в невозможности организовать совместную учебную деятельность учеников (т.к. у них разные программы и соответственно разные темы и содержание обучения).
Понятно, что инклюзивное образование автоматически не решит все проблемы совместного обучения и воспитания для детей, родителей и учителей, однако снимет одну из важнейших трудностей – реализации нескольких программ на одном уроке. Инклюзия предполагает обучение всех детей класса по единой программе. Все ученики класса будут работать над одной темой на уроке с обязательной глубокой дифференциацией и индивидуализацией учебных заданий.
Инклюзивное образование является логическим продолжением системы интегрированного образования и предлагает новые, более совершенные и гибкие подходы к организации учебного процесса и взаимодействия с каждым ребенком.
Современное понимание инклюзивного образования состоит в том, что все дети должны обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным, несмотря ни на какие трудности или различия, существующие между ними.
Целью развития инклюзивного образования является обеспечение возможностей для получения образования всеми обучающимися, включая лиц с особенностями психофизического развития, в учреждениях основного образования.
В основе инклюзивного образования лежат идеи равного отношения ко всем людям, исключается любая дискриминация детей, создаются особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Переход к инклюзивному образованию – приоритетное направление развития специального образования в Республике Беларусь. Идеология инклюзивного образования исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Переход к инклюзивному образованию – это процесс изменения общественного сознания и системы образования, с целью устранения социокультурных, психологических, образовательных барьеров и равноправного и открытого участия всех детей во всех видах жизнедеятельности.