Консультация для педагогов интегрированных классов

Развитие связной речи у младших школьников
с интеллектуальной  недостаточностью
    

Связная речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Совершенствование устной речи учеников, и в частности диалогической речи, — одно из необходимых звеньев работы, направленной на повышение их общего развития. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого.

На уроках, во время прогулок, экскурсий, игр значительное место занимают беседы об окружающих детей близких и знакомых предметах и явлениях. Общее направление бесед должно быть таким, чтобы оно, в конечном счете, привело детей к овладению навыками связной речи.

Важную роль при этом играет вопрос учителя, его правильная формулировка, так как от характера вопроса зависит ответ ученика. Наблюдения показывают, что вначале даже самый простой вопрос учителя вызывает у детей серьезные затруднения. Во-первых, прежде чем ответить на вопрос, ученик должен его понять. Во-вторых, ученик должен обдумать, как ответить. Эти затруднения, имеющие психологическую основу, учитель должен, безусловно, принимать во внимание и не проявлять спешки; следует вопрос повторить два, а иногда три раза внятно, с паузами, чтобы дать возможность ученику понять вопрос и обдумать ответ.

Чтобы облегчить детям выбор слов для ответа, учитель сначала ставит вопросы, которые содержат все слова, нужные для ответа. Как показывает практика, успешному ведению беседы способствует продуманная система вопросов. Вначале необходимо, чтобы ставил вопрос и давал образец ответа сам учитель, а затем предлагается ответить на вопрос кому-нибудь из детей. Правильный ответ можно повторить хором.

Вопросы ставятся в такой последовательности:

  1. Вопрос содержит все слова для ответа.

— Это Ира?- Это Ира.

— Ира рисует? – Ира рисует.

  1. Вопрос, требующий добавочного слова для ответа.

— Ира рисует что? (Что рисует Ира?) — Ира рисует шар.

  1. Вопрос, требующий подбора всех слов для ответа:

— Кто ты? — Я ученица.

— Что ты делаешь? — Я рисую.

Упражняя детей в ответах на вопросы, необходимо обучать их умению спрашивать, задавать вопросы товарищу. Наблюдения показывают, что ставить вопросы для детей труднее, чем отвечать на них. Однако этому надо учить, ибо от этого зависит овладение диалогической речью.

На начальном этапе следует предлагать детям воспроизводить, обращаясь к товарищу, тот вопрос, который ему задается. Затем можно предложить более сложное задание: последовательно запомнить несколько вопросов по теме и задать их товарищу. Такие беседы проводятся как по теме с использованием предметной (вещественной) наглядности, так и по картинкам.

Следующим этапом является выработка умения самостоятельно составлять вопросительные предложения. В первое время учащиеся  испытывают большие затруднения при их составлении. Активизировать детей во время такой работы помогает введение косвенных  вопросов.

Большое оживление в занятия с детьми вносят диалоги (разговоры). Этот вид работы над связной речью вызывает интерес у детей, так как появляется возможность поговорить друг с другом. Например: «Встреча двух товарищей», «В магазине», «По дороге в школу».

В процессе работы необходимо разнообразить упражнения, чтобы вызвать интерес у детей, пробудить у них желание, активное стремление к разговору. С этой целью предлагаются, например, такие задания:

  1. Подумать и сказать; какой вопрос нужен для каждого (ситуация «Знакомство»):

— . . . .?   — Меня зовут Рая.

— . . . . .?    — Мне семь лет.

— . . . . .?    — Я учусь в первом классе?

  1. Продолжить разговоры по началу:

а) — Ты видел ежа? — Да. (Или: — Ты видел ежа? — Нет. А ты видел?)

б) — У тебя есть старший брат? — Да. Его, зовут Миша.

  1. По сюжетным картинкам составить разговор между двумя подругами, идущими в школу; между мамой и дочкой, которая собирается в школу; между бабушкой и внучкой, которая принесла из школы книгу; между двумя мальчиками, которые поймали жука или бабочку; между дедушкой и внуком, когда они собирают грибы; между отцом и сыном в поле, в саду. (При этом используются имеющиеся в школе серии картинок по развитию речи.)

Можно проследить, как по мере работы учителя над диалогической речью умственно отсталых учащихся, вопросы, задаваемые детьми, постепенно становятся более разнообразными, усложняются и по форме и по содержанию. Так, если вначале школьники преимущественно спрашивают о том, что это за предмет или человек, то затем их начинает интересовать и то, из чего сделан тот или иной предмет, кому он принадлежит, как используется. Позднее в вопросах детей отражаются их попытки установить причинные или временные связи и зависимости.

Следует внимательно относиться к задаваемым учениками вопросам, отвечать на них доброжелательно, спокойно, просто. Если тот или иной вопрос остается без ответа или вызывает резкое замечание со стороны взрослого, то в следующий раз не каждый ребенок решится о чем-либо спросить.

Важно поставить детей в условия необходимости общения, вызвать побуждение к обмену мыслями и впечатлениями на основе все большего усложнения различного рода выполняемой ими деятельности.

Успехи развития речи в значительной степени зависят от любознательности ребенка, от его стремления получить все новые и новые сведения о различных объектах. Поэтому очень важно пробудить у школьников интерес к окружающему, стимулировать учащихся к обогащению опыта. Это в свою очередь подготовит почву для того, чтобы учить детей ставить вопросы и отвечать на них.

Добавить комментарий