Консультация для родителей

Автоматизация звуков в речи как этап коррекционной работы при нарушениях звукопроизношения

Автоматизация звуков – один из рутинных, утомительных, порой сложно прогнозируемых по срокам этапов коррекционной работы. Целью данного этапа является правильное произношение поставленного звука во фразовой речи. Учитель-дефектолог последовательно вводит поставленный звук в слоги, слова, предложения (чистоговорки, стихотворения, рассказы и пр.).

Как сделать занятия по постановке и автоматизации звуков продуктивными и в то же время интересными, разнообразными для ребенка? Важно увлечь малыша, удивить его, вызвать положительные эмоции, желание взаимодействовать с педагогом, подражать ему.

За время логопедической практики формируется необходимость использования достаточного количества разнообразных подходов к проведению коррекционных занятий, внедрения различных средств, методов и приемов работы для того, чтобы занятия были продуктивными и превратились для ребенка в увлекательную игру.

Невозможно переоценить то значение, которое в дошкольном детстве имеет игра для всестороннего развития ребенка. Она составляет основное содержание жизни малыша, происходит развитие всех сторон психики ребенка-дошкольника. Причем в игре это происходит значительно легче и быстрее.

Особое значение имеет игра для детей с особенностями психофизического развития, работа с которыми должна быть организована на более высоком методическом уровне, с учетом их психологических особенностей. Игровые формы обучения детей, имеющих речевые нарушения, приобретают первостепенное значение, так как в игре возникают положительные эмоции у детей, возрастает познавательная активность и интерес.

В логопедической работе есть моменты, требующие кропотливой и, зачастую монотонной, длительной тренировки ребенка – этап закрепления приобретенных произносительных умений, автоматизации звуков. На каждое положение звука в слове – в начале, в середине и в конце – подбирается по 20-30 картинок, т.е. в среднем около 100 картинок должно быть предъявлено ребенку, чтобы автоматизация звука прошла успешно (конечно же, с учетом индивидуальных особенностей конкретного ребенка). Результативности этой работы можно достичь лишь в том случае, если она будет эмоционально приятной для ребенка. Если он не просто шаблонно будет рассматривать и называть картинки, а будет играть.

Примерный перечень дидактических игр и упражнений с картинками для автоматизации звуков:

— сопряженное и отраженное называние слов (предметов) по картинкам;
— запоминание и воспроизведение групп слов с опорой на картинки («Запомни, повтори»);
— деление слов на слоги («Телеграф», «Прошагаем слова»);
— выделение ударного слога («Эхо»);
— отбор (называние) картинок с заданным количеством слогов;
— определение места изучаемого звука в словах и отбор слов (картинок) на звук в начале, середине, конце слова;
— звукослоговой анализ слов, составление схем под картинками;
— образование и употребление различных падежных форм существительных («Закончи предложение», «Скажи дальше», «Потерялись слова»);
— образование и употребление родительного падежа множественного числа существительных («Один-много»);
— прямой и обратный счет предметов («1-5», «1-10», «2-20»);
— подбор предметов (слов) к притяжательным местоимениям «мой», «моя», «мое», «мои» и проговаривание полученных словосочетаний;
— подбор признаков к предметам, проговаривание словосочетаний;
— подбор действий к предметам, проговаривание полученных нераспространенных предложений;
— образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением («Назови ласково», «Большой — маленький»);
— образование от существительных относительных прилагательных;
— составление предложений по предметным картинкам с помощью вопросов, по образцу, самостоятельно;
— составление коротких рассказов по сюжетным картинкам с помощью вопросов, по опорным словам, по данному началу или концу, по аналогии;
— постановка детьми вопросов к картинкам, скороговоркам, небольшим текстам и ответы на них.

 

Добавить комментарий