Требования к устной речи первоклассника
С момента рождения до поступления в школу ребенок проходит важный этап в своем развитии. За этот период он усваивает огромное количество информации об окружающем его мире, людях, объектах и явлениях. Активно развивается его речь, что является одной из наиболее важных предпосылок его дальнейшего успешного обучения.
Задача взрослых – сделать все возможное для того, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой устной речью.
Что входит в это понятие? Что же конкретно ребенок должен знать и уметь? И как отразится несформированность этих знаний и умений на дальнейшем усвоении школьных навыков?
№ |
Какие стороны речи должны быть сформированы |
Ребенок должен уметь |
Последствия несформированности различных сторон речи |
1. |
Слушать и слышать других |
Трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно. |
|
2. |
Звуковая сторона речи |
— правильно произносить все звуки речи; — четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр);
— говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации; изменять темп речи с учетом содержания высказывания; |
Как правило, незначительные нарушения звуковой стороны речи не сказываются на успешности дальнейшего обучения. Выраженные же нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»). Неусвоение данных навыков может привести к появлению интонационных ошибок при чтении. |
3.
|
Функции языкового анализа |
— делить предложения на слова;
— делить слова на слоги;
— уметь выделять все звуки в словах;
— устанавливать последовательность звуков в слове. |
Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки: — слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»); — пропуски, перестановки, добавления слогов (комната – «кота», печенье – «чепенье», паровоз – «павороз», бабушка – «бабабушка»); — пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»); — перестановки букв (комната – «конмата»); |
4.
|
Лексичес- кая сторона речи (словар-ный запас) |
— точно подбирать слова; — ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое; — дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»); — употреблять сложные слова (например: длинноногий); — пользоваться эпитетами (например: чистое поле); — подбирать метафоры (например: туча комаров); — использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя голову); подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный); |
Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения. В более старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме. |
5. |
Грамматическая сторона речи:
а) Навыки словоизменения
б) Навыки словооб-разования |
— изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);
— употреблять различные предлоги;
— согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например: голубое полотенце); — согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей); — правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.); — образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи); — образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел); — образовывать название детенышей животных; — образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья); |
В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова: — ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «у Боре», много деревьев – « много деревов», на санках – «на санков»); — пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»);
— ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»);
— замены суффиксов (козлята – «козленки»);
— замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»);
Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении. Может нарушаться самостоятельная письменная речь. |
6. |
Связная речь |
— свободно общаться с взрослыми и сверстниками; — поддерживать разговор на темы, доступные возрасту; — рассказывать о пережитых событиях; — пересказывать содержание сказки, рассказа; — описывать окружающие предметы; — раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности. |
Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, устных ответов, а в более старшем возрасте в написании сочинений и изложений. |
Если Вы заметили, что у ребенка не сформирована та или иная сторона речи, то необходимо обратиться к учителю-дефектологу. Но в то же время при незначительных нарушениях речи Вы сами можете ему помочь.
Примерные задания для развития звукового анализа:
- придумать слова с 3, 4, 5 звуками;
- отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков;
- разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове. Пример: пир, папа, дом, кино и т.д.
- подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка);
- составить слова из букв разрезной азбуки: сом, рама, шуба, кошка;
- добавить различное количество звуков к одному ми тому же слову, чтобы получилось слово: ПА – (пар), ПА- (парк), ПА – (паром), ПА – (паруса);
- преобразовать слова:
а) добавляя звук: рот – крот, мех – смех, осы – косы, луг – плуг;
б) изменяя один звук слова: сом – сок – сук – суп и т.д.;
- составлять слова из букв одного слова: крапива ( парк, ива, карп, пар, рак, Ира и др.);
- от записанного слова образовывать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слова начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом – мак – кот – топор – рука;
- Игра с кубиком. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков, в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.
- Примерные задания для развития языкового анализа:
- придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов;
- придумать предложение с определенным количеством слов;
- увеличить количество слов в предложении («Маша увидела котенка» — 3 слова, «Маша увидела пушистого котенка» — 4 слова, «Маша увидела очень пушистого котенка» — 5 слов);
- определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово);
- поднять цифру, соответствующую количеству слов предъявленного предложения.
- Развитие слогового анализа:
- повторить слово по слогам, сосчитать количество слов;
- определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру;
- разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии. Предлагаются картинки, в названии которых 2 или 3 слога.
- Примерные задания для развития лексики:
- развитие ассоциаций. Взрослый называет слово, а ребенок в ответ называет первое слово, какое придет в голову: стол – (еда), говорит – (слушает), желтый – (лимон), быстро – (медленно);
- классификация предметов на картинках «овощи и фрукты», «домашние и дикие животные», «домашние и дикие птицы», «посуда и мебель», «одежда и обувь» и т.д.;
- отгадывание загадок;
- придумывать слова — «неприятели»: день – ночь, войти – выйти, утро – вечер, добро – зло и т.д.;
- объяснить значение слов в словосочетаниях: прозрачный ключ — железный ключ, острая коса – длинная коса, глубокая норка – пушистая норка, больная ножка – деревянная ножка;
- Примерные задания для развития словообразования:
- назвать ласково: шкаф – шкафчик, стул – стульчик и др.
- Где что храниться? (хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице, конфеты, мыло, масло, соль и др.);
- назвать детенышей животных;
- назвать профессии, например: «Кто носит багаж?» (носильщик), «Кто вставляет стекло?» (стекольщик), «Кто чинит часы?» (часовщик) и др.
- 6. Нарушение грамматического строя речи – серьезная проблема и требует специальных логопедических занятий.
- Примерные задания для развития навыков связной речи:
- пересказ небольших текстов;
- рассказать о пережитых событиях, например: поездка в зоопарк;
- составлять описательные рассказы об окружающих предметах, например: мяч – круглый, красный, резиновый, яркий, большой;
- составить рассказ по сюжетной картинке;
- составить рассказ по серии сюжетных картинок.