Консультация для родителей

Требования к устной речи первоклассника  

С момента рождения до поступления в школу ребенок проходит важный этап в своем развитии. За этот период он усваивает огромное количество информации об окружающем его мире, людях, объектах и явлениях. Активно развивается его речь, что является одной из наиболее важных предпосылок его дальнейшего успешного обучения.

            Задача взрослых – сделать все возможное для того, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой устной речью.

            Что входит в это понятие? Что же конкретно ребенок должен знать и уметь? И как отразится несформированность этих знаний и умений на дальнейшем усвоении школьных навыков?

 

Какие стороны речи должны быть сформированы

Ребенок должен уметь

Последствия несформированности различных сторон речи

 1.

Слушать и слышать других

Трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.

 2.

Звуковая сторона речи

—          правильно произносить все звуки речи;

—          четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр);

 

 

 

—          говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации; изменять темп речи с учетом содержания высказывания;

           Как правило, незначительные нарушения звуковой стороны речи не сказываются на успешности дальнейшего обучения. Выраженные же нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»).

     Неусвоение данных навыков может привести к появлению интонационных ошибок при чтении.  

 3.

 

Функции языкового анализа

—          делить предложения на слова;

 

 

—          делить слова на слоги;

 

 

—          уметь выделять все звуки в словах;

 

—          устанавливать последовательность звуков в слове.

Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки:

—          слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами;  раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»);

—          пропуски, перестановки, добавления слогов (комната – «кота», печенье – «чепенье», паровоз – «павороз», бабушка – «бабабушка»);

—          пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»);

—          перестановки букв (комната – «конмата»);

 4.

 

Лексичес-

кая сторона речи (словар-ный запас)

—          точно подбирать слова;

—          ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;

—          дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);

—          употреблять сложные слова (например: длинноногий);

—          пользоваться эпитетами (например: чистое поле);

—          подбирать метафоры (например: туча комаров);

—          использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя голову);

подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный);

Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения.

В более старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме.

 5.

Грамматическая сторона речи:

 

 

а) Навыки словоизменения

 

 

 

 

 

 

б) Навыки словооб-разования

—          изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);

 

 —          употреблять различные предлоги;

 

—          согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например: голубое полотенце);

—           согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей);

—          правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.);

—          образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);

—          образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел);

—          образовывать название детенышей животных;

—          образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья);

     В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова:

—          ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «у Боре», много деревьев – « много деревов», на санках – «на санков»);

—          пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»);

 

—          ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»);

 

—          замены суффиксов (козлята – «козленки»);

 

 

—          замены приставок (захлестнула –  «нахлестнула»);

 

Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении.   Может нарушаться самостоятельная письменная речь.

 6.

Связная речь

—          свободно общаться с взрослыми и сверстниками;

—          поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;

—          рассказывать о пережитых событиях;

—          пересказывать содержание сказки, рассказа;

—          описывать окружающие предметы;

—          раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.

Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, устных ответов, а в более старшем возрасте в  написании сочинений и изложений.

 

Если Вы заметили, что у ребенка не сформирована та или иная сторона речи, то необходимо обратиться к учителю-дефектологу. Но в то же время при незначительных нарушениях речи Вы сами можете ему помочь.

 Примерные задания для развития звукового анализа:

  • придумать слова с 3, 4, 5 звуками;
  • отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков;
  • разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове. Пример: пир, папа, дом, кино и т.д.
  • подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка);
  • составить слова из букв разрезной азбуки: сом, рама, шуба, кошка;
  • добавить различное количество звуков к одному ми тому же слову, чтобы получилось слово: ПА – (пар), ПА- (парк), ПА – (паром), ПА – (паруса);
  • преобразовать слова:

а) добавляя звук: рот – крот, мех – смех, осы – косы, луг – плуг;

б) изменяя один звук слова: сом – сок – сук – суп  и т.д.;

  • составлять слова из букв одного слова: крапива ( парк, ива, карп, пар, рак, Ира и др.);
  • от записанного слова образовывать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слова начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом – мак – кот – топор – рука;
  • Игра с кубиком. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков, в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.
  1. Примерные задания для развития языкового анализа:
  • придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов;
  • придумать предложение с определенным количеством слов;
  • увеличить количество слов в предложении («Маша увидела котенка» — 3 слова, «Маша увидела пушистого котенка» — 4 слова, «Маша увидела очень пушистого котенка» — 5 слов);
  • определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово);
  • поднять цифру, соответствующую количеству слов предъявленного предложения.
  1. Развитие слогового анализа:
  • повторить слово по слогам, сосчитать количество слов;
  • определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру;
  • разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии. Предлагаются картинки, в названии которых 2 или 3 слога.
  1. Примерные задания для развития лексики:
  • развитие ассоциаций. Взрослый называет слово, а ребенок в ответ называет первое слово, какое придет в голову: стол – (еда), говорит – (слушает), желтый – (лимон), быстро – (медленно);
  • классификация предметов на картинках «овощи и фрукты», «домашние и дикие животные», «домашние и дикие птицы», «посуда и мебель», «одежда и обувь» и т.д.;
  • отгадывание загадок;
  • придумывать слова — «неприятели»: день – ночь, войти – выйти, утро – вечер, добро – зло и т.д.;
  • объяснить значение слов в словосочетаниях: прозрачный ключ — железный ключ, острая коса – длинная коса, глубокая норка – пушистая норка, больная ножка – деревянная ножка;
  1. Примерные задания для развития словообразования:
  • назвать ласково: шкаф – шкафчик, стул – стульчик и др.
  • Где что храниться? (хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице, конфеты, мыло, масло, соль и др.);
  • назвать детенышей животных;
  • назвать профессии, например: «Кто носит багаж?» (носильщик), «Кто вставляет стекло?» (стекольщик), «Кто чинит часы?» (часовщик) и др.
  1. 6. Нарушение грамматического строя речи серьезная проблема и требует специальных логопедических занятий.
  2. Примерные задания для развития навыков связной речи:
  • пересказ небольших текстов;
  • рассказать о пережитых событиях, например: поездка в зоопарк;
  • составлять описательные рассказы об окружающих предметах, например: мяч – круглый, красный, резиновый, яркий, большой;
  • составить рассказ по сюжетной картинке;
  • составить рассказ по серии сюжетных картинок.

 

Добавить комментарий