Поставленный изолированный звук очень хрупкий, так как у ребенка, произносящего тот или иной звук, неправильно сложилась привычка дефектного произношения. Автоматизируя звук в речи, ребёнок избавляется от негативного стереотипа и закрепляет новый правильный.
Родители, пытающиеся самостоятельно исправить неправильное произношение у своего ребенка, часто допускают ошибки при автоматизации звуков
Ошибка № 1. Игнорирование домашнего задания.
Речь развивается по принципу формирования условных рефлексов, то есть в результате многократного повторения. Автоматизация поставленного звука не исключение. Если не выполнять рекомендации логопеда, не тренироваться ежедневно дома, результат будет минимальным.
Ошибка № 2. Слишком высокий темп речи.
Взрослый должен своим примером демонстрировать ребёнку приемлемый темп речи. При высокой скорости речевого потока ребёнок просто не успеет контролировать органы артикуляции. Поэтому на первых этапах закрепления звуков родителям нужно контролировать темп речи (своей и ребенка) и правильность произношения поставленного звука.
Ошибка № 3. Слишком сложный речевой материал.
Если ребёнок пока ещё нечётко и с трудом произносит звук изолированно, то не стоит предлагать ему произносить скороговорки, стихи и т.п. Закрепление звука должно проходить постепенно: изолированно, в слогах, в словах, словосочетаниях, фразах, связной речи. Нельзя пропускать эти этапы, особенно если ребёнок преодолевает их с трудом. Придерживаемся принципа «от простого к сложному». Иначе говоря, как ребёнок будет произносить фразу, используя поставленный звук, если на уровне слога он испытывает трудности?
Ошибка № 4. Не обращаем внимание на произношение ребёнка в быту. Поставленный звук необходимо отрабатывать не только в тех упражнениях, которые даёт дефектолог, но и в бытовой речи, в самых разных ситуациях: дома и по дороге в школу, на прогулке и в магазине и т.д. Так у ребёнка будет формироваться осознание того, что поставленный звук нужно произносить не только в кабинете у дефектолога. И, конечно же, напоминать и поправлять ребёнка необходимо в доброжелательной форме.
Ошибка № 5. Не мотивируем ребёнка.
Необходимо поддерживать ребёнка на этапе автоматизации звука, ведь это для него огромный труд, требующий как физических, так и эмоциональных усилий. Обязательно надо не только указывать на ошибки, но и обращать внимание на красивое, правильное произношение! Если делать акцент только на ошибках, у ребёнка никогда не возникнет мотивации к дальнейшим занятиям, а только отвращение.
Хвалите и искренне радуйтесь успехам ребёнка!