Наказание и поощрение в семье

Вдумайтесь: «Когда мы наказываем ребёнка, мы не усложняем его жизнь, а облегчаем, мы берём выбор на себя. Мы освобождаем его совесть от необходимости выбирать и нести ответственность…» (С.Соловейчик.)

Все родители мечтают вырастить «хорошего ребёнка». В действительности же, очень часто под словом «хороший» мы имеем в виду «послушный, исполняющий любые требования, проявляющий ответственность в тех заданиях, которые поручил ему взрослый. Проблема в том, что многие качества, которые родители хотят видеть в своём ребёнке в повседневной жизни, мешают общению с малышом.

Что такое семья для ребёнка? Ребёнку нужна ласковая, внимательная     и заботливая мама, к которой он может прижаться в трудную минуту, рассказать о своих переживаниях, поделиться своими секретами, а папа одобрительно обнимет и пожмёт руку.

Всегда ли мы внимательны к своему маленькому человечку? Всегда ли мы сразу реагируем на его просьбы и обращения? Всегда ли уделяем ему должное внимание?

Как Вы думаете, если ребёнок не получает в какой-то мере любовь, внимание, ласку в семье, то как он станет себя вести?

Если ребёнок занят интересной игрой или хочет узнать что-то новое, а родители начинают что-то требовать, то какое поведение будет у ребёнка?

Да, свой протест он будет выражать непослушанием, неподчинением требованиям взрослых. И если это происходит часто, ребёнок привыкает вести себя подобным образом. Поэтому, нам, взрослым, прежде всего надо проанализировать себя, свой образ жизни, чтобы найти причины непослушания ребёнка. Ведь дети нас копируют, с нас они берут пример, нам они подражают. И вот, когда мы не справляемся с ситуацией, то бываем вынуждены применять наказания. Слово «наказание» в словаре С.И. Ожегова толкуется как мера воздействия на того, кто совершил проступок, преступление».

Для правильного воспитания родителям полезно знать, какие формы наказания существуют. К самым неправильным, неблагоприятным формам наказания следует отнести физическое воздействие.

 Если родители использовали физическое наказание тогда, когда дети не подчинялись их требованиям, то данное воздействие не решило конфликта, а лишь создало иллюзию его разрешения. Нельзя применять физическое наказание ещё и потому, что обычно эта форма воздействия выбирается тогда, когда сами родители находятся в состоянии слабого сознательного контроля собственного поведения. Не оставим без внимания запрет.

Довольно распространенным наказанием в семье является наказание «естественными последствиями», состоящее в лишении ребёнка за провинность чего-либо приятного (телефон, компьютер и т.п.) Такой метод может привести к успеху только в том случае, если ребёнок воспринимает ограничение как справедливое, если в большей степени решение принято с его согласия или является результатом предварительного уговора. Применение данного воспитательного воздействия возможно лишь с определённого возраста, когда ребёнок в принципе способен установить связь между своим проступком и наказанием. Применяя наказание по принципу «естественных последствий», нельзя лишать ребёнка того, что необходимо для его полноценного развития: еды, свежего воздуха, общения со сверстниками. Хорошо, если данный тип наказания в семье принимает вид узаконенного и распространяемого на всех правила: намусорил — сам убери, испачкал — сам приведи в порядок и т.п.

Наверное, невозможно представить процесс воспитания вообще без наказаний. Чем больше у ребёнка свободы, тем меньше необходимость в наказаниях. Чем больше поощрений, тем меньше наказаний. Требований тоже должно быть немного, и они должны соотноситься с возрастом, индивидуальными особенностями ребенка и с вашими воспитательными ценностями. Обращайте внимание не только на отрицательные, но и на положительные стороны поведения ребёнка. Найдите время хотя бы несколько раз в день сказать ребёнку добрые, ободряющие слова. Способов выразить положительную оценку поведению ребёнка существует много: слово, жест, взгляд, похвала, подарок и т.д.

Общаясь с ребёнком надо всё время помнить, что перед нами живой человек со своими чувствами и переживаниями. Сейчас он маленький, но он быстро растёт. Чрезмерными окриками, строгостью хорошего человека не вырастить, так как строгость вызывает ответную жестокость и лицемерия.

Самое дорогое для нас — это наши дети! И наша задача быть терпеливее с ними. Необходимо читать им интересные книжки, вместе с ними играть. Ведь игра – это ведущий вид деятельности ребёнка. В игре он познаёт окружающий мир, природу, учится общаться с нами, развивается его речь, память…

Радость, которую Ваш малыш испытывает в совместных делах — это основа добрых отношений с ребёнком, а также залог соблюдения правил поведения и бесконфликтной дисциплины.

Больше хвалите и поощряйте детей, тогда и они будут меньше Вас огорчать.

Каждому ребёнку необходимо постоянное подтверждение нашего доброго отношения к нему, так как он хочет знать, что его любят.

Памятка родителям

 

  1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.
  2. Наказание должно быть без унижения.
  3. Если есть сомнение, наказывать или нет – не наказывайте!
  4. Наказан – прощён. Инцидент исчерпан. Не мешайте ребёнку начать всё сначала.

5.Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

6.Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

7.Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

8.Если ребёнок живёт в упреках, он учится жить с чувством вины.

9.Если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других.

10.Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.

11.Если ребенка хвалят, он учится быть благородным.

12.Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

13.Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.

14.Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.

 

 

Добавить комментарий