Суицидальное поведение – понятие, включающее в себя суицидальные проявления, попытки (парасуицид) и непосредственно суицид.
Условия возникновения суицидальных настроений.
Парасуициды и суициды у подростков часто носят ситуационный характер, нередко совершаются в ситуации аффекта (предательство, резкое замечание, обида, незаслуженное наказание). Часто суицидальное поведение формируется на фоне депрессивного настроения, ощущения одиночества, непонимания окружающими.
Мысли о смерти у подростков возникают при наличии конфликтов, которые вызывают острые переживания обиды, безысходности, одиночества, гнева. При этом, сознание подростка сужается, он не хочет искать конструктивные способы разрешения данного конфликта либо не воспринимает ранее известные. Подросток считает, что все иные способы, кроме суицида, неэффективны или неприемлемы. Конфликт для него приобретает субъективно неразрешимый характер.
Межличностные конфликты и отсутствие доверительных отношений с родителями и близкими людьми являются основными провокаторами суицидальных поступков.
Родители должны помнить и понимать, что сложные семейные отношения, сочетающиеся с непосредственным знакомством подростка с лицами, покончившими жизнь самоубийством, или членством в суицидальных группах, резко повышают риск суицида. Это больно осознавать, но суицидальное поведение подростков в большинстве случаев спровоцировано неблагополучной обстановкой в семье.
Признаки предрасположенности ребенка к суициду.
- «Живет» в постоянном конфликте (дома, в школе, в кругу друзей). Воспринимает конфликтную ситуацию как безысходную – «ничего нельзя сделать».
- Выражает положительное отношение к смерти, желание мести и пр.
- Считает суицид оперативным, быстрым, эффективным, доступным, распространенным и единственно возможным способом достижения желаемой цели – разрешения жизненной проблемы или кризисной ситуации.
- Самоубийство ассоциируется с позитивными чувствами от его результата (конец страданиям, боли; облегчение; «страдания начнутся у других» – предвосхищение удовлетворенности от чувства мщения). При этом подросток осознает, что это способ страшный, возможно болезненный, непредсказуемый – неизвестно как закончится.
- Позитивно относится к другим людям, закончившим жизнь самоубийством, которых наделяет преимущественно положительными чертами, мотивами, характеристиками.
- Ищет информацию о лицах, совершивших самоубийства, людях, интересующихся данной темой (единомышленников), способах суицида, его последствиях, стремится общаться на соответствующие темы в социальных сетях, и пр.
Как родителям поддержать ребенка в трудную минуту?
- Проявите искренний интерес к его проблемам. Не ограничивайтесь банальным вопросом: «Как дела?». Пусть ребенок почувствует, что вам действительно важно то, что происходит в его жизни. Больше общайтесь с ним на разные темы, интересуйтесь, как прошел его день, обсуждайте то, что его волнует. Больше спрашивайте и слушайте, не перебивая ребенка своими замечаниями и наставлениями. На протяжении рассказа положительно кивайте головой – это придаст ребенку уверенности в своих словах, и он поймет, что вы его внимательно слушаете. Пусть ребенок сначала выскажется, а потом вы вместе аккуратно и тактично будете размышлять над проблемой.
- Не допускайте, чтобы ребенок отстранялся. Если ребенок пришел домой грустный, расстроенный, не ждите, пока он сам решится вам все рассказать. Спросите его, почему он в таком состоянии, скажите, что всегда готовы помочь и выслушать, что вы его очень любите и всегда будете на его стороне. Прежде всего помогите ребенку выразить его чувства: обиду, грусть, боль, разочарование. Плохие эмоции нельзя подавлять в себе, иначе они будут накапливаться, мучить, расшатывать его психологическое состояние, и в один момент весь поток все равно вырвется наружу, только с еще большими последствиями. Если ребенку нужно поплакать – пусть: возможно, ему станет легче. Слезы – это прекрасный способ выплеснуть эмоции. Просто сидите рядом с ним, обнимайте, шепчите утешительные слова.
Если ребенок наотрез отказывается говорить о причине своих переживаний, не настаивайте. Возможно, он пытается пережить все внутри себя и справиться самостоятельно, никого не напрягая. В этом случае просто скажите ему, что он очень сильный, вы верите в него, и он всегда может рассчитывать на вашу поддержку в трудную минуту. Не оставляйте ребенка наедине с его проблемами. Предлагайте свою помощь, даже если он в ней особо не нуждается – так он будет видеть в вас опору и поддержку.
- Не забывайте благодарить. Если ребенок сделал что-то хорошее, даже на бытовом уровне (сходил в магазин, помыл посуду, погулял с собакой), не игнорируйте и обязательно поблагодарите его. Простое «спасибо» даст ребенку понять, что он сделал что-то важное и значимое для вас, и его усилия не напрасны. Ведь обычно дети творят добрые дела от чистого сердца, не требуя ничего взамен. Благодарность очень важна для ребенка, особенно в трудную минуту. Ведь тогда он осознает, что кому-то нужен в этом мире, кто-то им дорожит. Делайте также добро в ответ. Так у вас с ребенком сложатся отношения, построенные на взаимопомощи. А значит, ему будет гораздо проще решить свои проблемы, ведь он будет знать, что вы всегда протянете руку помощи.
- Делайте приятные сюрпризы. Заметив беспокойное или грустное настроение у ребенка, обязательно его чем-нибудь порадуйте. Положительные эмоции всегда перекрывают отрицательные. Бывает, дети не хотят рассказывать о своих проблемах, и выпытывать у них, что случилось, просто бесполезно! Зато, расположив ребенка к себе каким-то знаком любви и внимания, вы с большей вероятностью сможете завязать доверительный разговор и обязательно совместно решить любую проблему.
Поддержка родителей просто необходима ребенку, особенно если он переживает не лучшие времена в своей жизни. Родителям важно и нужно донести до ребенка простую истину: он всегда будет нужен и любим.