Родителям следует помнить, что большинство самоубийств связано с конфликтными ситуациями в семье. Около 40 процентов опрошенных учеников начальных классов ответили, что их наказывают за плохие оценки, даже бьют. В ответах старшеклассников (было опрошено 300 человек) физическое насилие почти не упоминается, но только половина опрошенных считают своё положение в семье равноправным. К суициду может привести то, что подростки чувствуют себя в семье одинокими людьми, которых никто не понимает и не любит. Данные исследования показали, что чем лучше взаимоотношения с родителями, тем меньший процент подростков, задумывающихся о самоубийстве. Те же исследования показали, что у самоубийц и потенциальных самоубийц отношения с родителями или одним из них были плохие или удовлетворительные. Среди причин были также названы: плохие отношения со сверстниками -11,3 % опрошенных; затяжные депрессии вследствие одиночества и безответной любви — 18 %; тяжёлое материальное положение — 5 %; проблемы, связанные с учёбой — 11 %; безвыходная ситуация — 8,7 %.
Ученые разделяют виды суицида на три категории:
Первый вид – демонстративный суицид. Он часто совершается при кратковременном, спонтанном, внезапно наступившем состоянии интенсивного аффекта. Это то эмоциональное состояние, когда личность становится невменяемой либо частично вменяемой. Также псевдосуицид является проявлением гипертрофированных истерических реакций, когда особа совершает попытки самоубийства не с целью прервать жизнь, а руководствуясь намерением привлечь внимание окружающих к своей персоне. В таком случае суицидальные мероприятия являются попыткой заявить о себе обществу или получить от него требуемую выгоду. Демонстративный суицид является своего рода шантажом. Смерть, как правило, наступает по роковому стечению обстоятельств.
Второй вид – истинный суицид. Это полная противоположность демонстративному парасуициду. Истинное самоубийство подразумевает безоговорочное принятие решения индивидуумом прекратить жизнь, проведение предварительных подготовительных мероприятий и составление четкого плана. Цель истинного вида самоубийств – любой ценой и любыми средствами покончить с пребыванием на земле. При этом субъект руководствуется исключительно своим решением, не прислушиваясь к мнениям близких и не обращая внимания на реакции родственников.
Третий вид – косвенное самоубийство. Это состояние, когда персоны сознательно выбирают суицидально обусловленное поведение. Эта та модель поведения, которая не может привести к немедленной кончине, однако все деяния субъекта сопровождаются высокой вероятностью летального исхода. К скрытому суициду можно причислить наличие у человека пагубных пристрастий: алкоголизма и наркомании. Косвенным видом самоубийств является сознательный отказ от врачебной помощи при наличии тяжелой болезни. К скрытым видам суицидальных действий относят и рискованную езду на автомобиле, и нарочитое игнорирование правил дорожного движения, и демонстративное пренебрежение к технике безопасности. Это и занятия экстремальными видами спорта без наличия соответствующей подготовки и при отсутствии требуемой экипировки.
Поведенческие реакции:
- склонность к быстрой перемене настроения;
- уход от контактов, изоляция от друзей и семьи;
- излишний риск в поступках – отсутствие ценности жизни;
- необычные вспышки раздражительности
- необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
- усиление жалоб на физическое недомогание;
- жалобы недостаток сна или повышенная сонливость;
- ухудшение или улучшение аппетита;
- признаки беспокойства;
- признаки постоянной усталости;
- отказ от совместной деятельности;
- нарушение внимания со снижением успеваемости.
Основные суицидальные факторы:
- потеря значимого другого, болезнь, смерть близких;
- развод родителей, ревность;
- конфликты в семье;
- публичное унижение, коллективная травля;
- затруднения в установлении межличностных отношений, социальная изоляция, коммуникативные трудности;
- неудачная любовь, ревность;
- насилие;
- постановка психиатрического диагноза, получение инвалидности, увечий;
- раскаяние в совершении плохого поступка, страх наказания;
- подражание кумиру.
Личностные особенности суицидентов:
- неуверенность в себе;
- низкий, заниженный уровень самооценки;
- снижение уровня оптимизма и активности в ситуации затруднений;
- высокая значимость теплых, эмоциональных связей, искренности взаимоотношений, наличия эмпатии, стремления к пониманию и поддержке со стороны окружающих;
- трудности волевых усилий при принятии решений;
- склонность к самообвинению, преувеличение своей вины;
- недостаточная социализация, инфантильность и незрелость личности;
- несамостоятельность
- высокая потребность в самореализации;
Что можно сделать, чтобы помочь?
- Установите заботливые взаимоотношения. Не существует всеохватывающих рецептов решения такой серьёзной проблемы, как самоубийство. Но вы можете сделать гигантский шаг вперёд, если станете на позицию уверенного принятия отчаявшегося ребёнка. В дальнейшем очень многое зависит от качества ваших взаимоотношений. Их следует не только выражать словами, но и внутренне принять; в этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка. Для подростка, который чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие близкого человека являются мощными ободряющими средствами. Именно таким образом вы лучше всего проникнете в изолированную душу отчаявшегося ребёнка
- Будьте внимательным слушателем. Обращайте внимания на фразы: «У меня нет ничего такого, ради чего стоило бы жить». Если ребёнок страдает от депрессии, то в беседе нужно предоставлять ему возможность больше говорить самому.
- Не спорьте. Сталкиваясь с суицидальной угрозой, друзья и родственники часто отвечают: «Подумай, ведь ты же живёшь гораздо лучше других людей; тебе бы следовало благодарить судьбу». Этот человек сразу блокирует дальнейшее обсуждение; такие замечания вызывают у несчастного и без того подростка ещё большую подавленность. Желая помочь таким образом, близкие способствуют обратному эффекту. Нередко в качестве увещевания делают и другое замечание: «Ты понимаешь, какие несчастья и позор ты навлечёшь на свою семью?». Ни в коем случае не проявляйте агрессию, если вы присутствуете при разговоре о самоубийстве, и постарайтесь не выражать потрясения тем, что услышали. Вступая в дискуссию, вы можете не только проиграть спор, но и потерять ребёнка.
4.Задавайте вопросы. Если вы задаёте такие косвенные вопросы, как: «Я надеюсь, что ты не замышляешь самоубийства?», — то в них подразумевается ответ, который вам бы хотелось услышать. Следует спокойно и доходчиво спросить о тревожащей ситуации, например: « Как давно ты считаешь свою ситуацию столь безнадежной? …». Ваше согласие выслушать и обсудить проблемы, будет большим облегчением для отчаявшегося человека.
- Не нужно заставлять ребёнка прыгать выше головы. Может быть, те результаты, которые он сейчас показывает, — это его планка.
- Уважайте ребёнка, его мнение, не вбивайте ему в голову свои стереотипы. Он — личность.
- Пусть ребёнок чувствует поддержку и доброе слово родителя. Ведь ребёнок — пусть даже не гениальный математик, не талантливый певец — хорош уже тем, что он есть.
- Также не следует поучать и указывать на все те причины, по которым подросток обязан жить. Вместо этого нужно больше слушать и стараться убедить его в том, что депрессии и суицидальные тенденции излечимы.
- Обратитесь за помощью к специалистам. Подростки, склонные к суициду, имеют суженное поле зрения, своеобразное туннельное сознание. Их разум не в состоянии восстановить полную картину того, как следует разрешать непереносимые проблемы. Первая просьба часто бывает о помощи. Родители, друзья, несомненно, могут иметь благие намерения, но им может не хватать умения и опыта, кроме того, они бывают склонны к излишней эмоциональности. Ни в коем случае при суицидальной угрозе не следует недооценивать помощь психиатров или клинических психологов. Специалисты смогут понять сокровенные чувства, потребности и ожидания подростка. Во время психотерапевтической консультации отчаявшиеся люди глубже раскрывают свои страдания и тревоги.