Убеждения и интересы, сливаясь воедино, создают у подростков повышенный эмоциональный тонус и определяют их отношение к учению. Существенное значение при отрицательном отношении подростков к учению имеет осознание и переживание ими неуспеха в овладении теми или иными учебными предметами. Неуспех, как правило, вызывает у подростков бурные, отрицательные эмоции и нежелание выполнять трудное закрепляется отрицательное отношение к предмету.
Наоборот, благоприятной ситуацией учения для подростков является ситуация успеха, которая обеспечивает им эмоциональное благополучие. Так где именно возникает ситуация успеха у подростка:
Во первых, ситуация успеха у подростков возникает в востребованной трудовой деятельности, в основном завершенной и в последствии одобренной взрослыми. Хотя и в ежедневном, непривлекательном труде идет активный процесс становления тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей, подростки в большинстве своем не осознают этого, и им здесь успех без взрослого одобрения не усматривается.
Во вторых, ситуация успеха у подростков возникает на занятиях спортом и на разных конкурсах и предметных олимпиадах. Здесь трудность в том, что на таких олимпиадах почти наверняка участвуют уже успешные ученики, которые целеустремленно занимаются любимым видом спорта или интересующим их предметом.
В третьих, ситуация успеха у подростков возникает в творческой работе. Вот сюда и мы возлагаем большие надежды. Потому что творчеством любят заниматься абсолютно все дети. Вопрос только в том, чем заниматься, каким видом творчества и как детей заинтересовать.
Главное в этой ситуации то, что здесь можно создать ситуацию гарантированного успеха.
Подростки в семьях, где работают оба родителя, являются самыми всесторонне занятыми людьми. На них, в основном лежит ежедневная уборка дома, покупка продуктов, присмотр – приведение и отведение младших в детские сады, заносить дрова, растопить печь, уход за домашними животными. Только из всех перечисленных обязанностей у кого-то имеется малая часть, а у кого-то почти все входят в обязательный перечень забот и хлопот. При этом у всех у них никто не отменял выполнение уроков, спецкурсы, кружки, посещение других мероприятий, свои личные интересы, друзья, хобби.
Это не означает, что родители все заботы переложили на детские плечи и живут без забот. Просто в нормальных семьях у каждого есть свои обязанности, заботы. Родители с малых лет учат ребенка к труду, к самостоятельности во многих делах. Так дети учатся очень многим важным и нужным вещам, которые потом пригодятся ему во взрослой жизни. Так растут и взрослеют многие наши дети – самостоятельными, практичными, умеющими ценить время и труд. Опыт доверительного общения с родителями в совместном труде для подростка является особенной школой жизни и играет большую роль в социализации подростка, в его личностном становлении. Здесь многое зависит от педагогической грамотности родителей и поэтому кроется опасность того, что сильно опекаемые дети растут ведомыми и часто легко могут поддаться внешним факторам и как следствие не всегда становятся успешной и сильной личностью в будущем.
Есть еще и та категория детей, чьи родители недооценивают названные преимущества трудового общения с детьми, и ограждают их от всех забот-хлопот, без которых невозможна жизнь на селе, тем самым отказывая им даже самой малости в самостоятельности. А в неблагополучных семьях дети растут как бы сами по себе, без присмотра – значит и без общения на равных, и без возможности заниматься какой бы ни было творческой и любой другой серьезной деятельностью, так как все это требует родительского участия, по крайней мере, в виде материального вложения, душевного сопереживания. Поэтому как раз это благодатное время – ранний подростковый возраст, у некоторых детей кроме занятий в школе проходит за почти пустыми просмотрами мультиков и за компьютерными играми. А ведь мы все знаем, что если подросток в это время активно и плодотворно занимается творчеством, то эти годы дадут ему так необходимые ему в будущем:
- Умение распоряжаться своим временем;
- Через развитие образного восприятия ярко проявится углубленный интерес к окружающему миру вещей и явлений;
- От пассивного наблюдателя школьник превращается в настоящего исследователя;
Так возрастная тяга к самоутверждению, общению и творчеству перерождается в интерес к пению, к изобразительной грамоте, к моделированию, к проектированию, одним словом подросток становится творческой личностью. У подростка появляется повышенный эмоциональный тонус, который и определяет его отношение к учению. Если неуспех, как правило, вызывает у подростков бурные, отрицательные эмоции и нежелание учится, выполнять трудные задания, отрицательное отношение к учебе вообще, то достигнутый успех в творчестве, как следствие почти всегда повышает интерес и к другим наукам, ранее даже не очень интересным ему.
В творческой работе подростка лучше всего можно создать ситуацию гарантированного, программированного успеха.
В моделировании ситуации успеха важную роль играют такие моменты:
- Целенаправленная творческая работа.
- Восхищенный зритель, публика.
- Компетентное мнение специалистов-профессионалов.
- Востребованная творческая работа.
За годы работы в школе сложилась благоприятная обстановка для творческой работы подростков. Как нам кажется, мы создали эту самую ситуацию успеха в творческой работе школьников.
Таким образом, если в творческой работе подростка создана ситуация гарантированного, программированного успеха и сохранены вышеназванные моменты, это привлечет подростов к целенаправленной творческой работе. И это даст свои незамедлительные результаты в становлении успешной личности. Потому что творческая работа подростка, выполняя свое предназначение, внесет существенный вклад в становление целостной личности, гармонично сочетающей в себе способности и потребности к физическому, умственному труду, постоянному самообразованию и самосовершенствованию.
Можно сказать, что творческая личность в ситуации успеха быстрее всего перерастает в успешную самодостаточную, сознательную личность, которого менее всего волнуют более модные кроссовки другого, не привлекают сомнительный и кратковременный кайф наркотиков и такой же сомнительный и кратковременный «авторитет» уличного «крутого» хулигана. Успешный подросток не будет просиживать перед компьютером часами за победами в виртуальных играх. Лучше пойдет за реальными победами на спортивный манеж, пойдет в творческие студии и центры, на спецкурсы делать свои большие и маленькие открытия и укреплять здоровье и дух, будет готовить себя в успешной жизни во взрослом и сложном мире. Так давайте же, поможем ему в этом!
Растут дети, а вместе с их взрослением растет не только радость от их успехов, но и проблемы. Дети попадают в дурную компанию или секту, страдают вредными привычками, перестают понимать родных и близких людей. Увы, в свою очередь, родители, испугавшись изменений в собственном ребенке, перестают понимать, срываются на брань и крик, физическую расправу, которая лишь усугубляет процесс отчуждения и разлада.
Почему так происходит? Часто потому, что все усилия семьи направлены только на удовлетворение материальных потребностей ребенка, сохранение его физического здоровья. Его мечты и планы, жизненные цели часто семье неведомы и для нее несущественны.
Ясно, что каждый родитель хочет видеть своего ребёнка нравственно здоровой личностью, человеком, с твёрдыми жизненными целями.
Растут дети, а вместе с их взрослением растет не только радость от их успехов, но и проблемы.
Дети поддаются влиянию компании, в которой оказываются, порой страдают вредными привычками, перестают понимать родных и близких людей. Увы, в свою очередь, родители, испугавшись изменений в собственном ребенке, перестают понимать, срываются на брань и крик, физическую расправу, которая лишь усугубляет процесс отчуждения и разлада.
Почему так происходит? Часто потому, что все усилия семьи направлены только на удовлетворение материальных потребностей ребенка, сохранение его физического здоровья. Его мечты и планы, жизненные цели часто семье неведомы и для нее несущественны.
Пока наши дети еще рядом с нами, давайте попробуем разобраться, какие цели они перед собой ставят, насколько эти цели истинны и реальны, как помочь ребятам не разочароваться в жизни и не потерять себя.
Для того, чтобы ребёнок не ошибся в своём выборе, вам нужно ему помочь разобраться в формировании его жизненных и учебных целей.
Все цели жизни человека подразделяются на 3 группы:
Первая жизненная цель — создание своей личности.
Вторая жизненная цель — создание отношений с другими людьми.
Третья жизненная цель — создание отношений с окружающей средой.
Семья и школа способны повлиять на формирование целей ребёнка, но в сравнении со школой влияние семьи намного больше. Семья обладает уникальными возможностями по передаче целей и общественных ценностей, средств, которыми достигаются поставленные цели.
Если у ребёнка нет цели, то и нет движения вперёд. Поэтому всё, что делается бесцельно (игра в компьютерные игры, долгие прогулки, болтание по телефону в течение нескольких часов, ленивое времяпровождение у телевизора) не даёт ребёнку никакого морального, умственного развития, разлагает личность, способствует развитию вредных привычек, одним словом, тормозит весь процесс формирования взрослого ответственного за свои поступки человека.
Любое действие должно быть задано целью. Вначале взрослые должны совместно с детьми ставить посильные цели, учить распределять своё время и силы. Если эта работа ведётся систематически изо дня в день, то к старшим классам школы ребёнок будет способен сам планировать свою жизнь. Это касается целей ближайшего развития: дня, недели, месяца.
Но ведь существуют и долгосрочные цели, поставленные на период от года до нескольких лет. Например, цель поступить в университет является долгосрочной, но для того, чтобы она реализовалась, от человека требуется умение ставить и выполнять ежедневные цели: выполнять домашние задания, заниматься по предметам дополнительно, пополнять свой словарный запас, расширять кругозор, заниматься исследовательской работой и т.д.
Так какой же сделать для себя вывод? О том, как важно научить, направить правильно ребёнка по жизненному пути, помочь определиться с жизненными целями и приоритетами, а в конечном итоге помочь определиться с профессиональным выбором.
Любое важное дело начинается с постановки цели. Грамотно поставленная цель – половина успеха. Грамотно – значит, с учетом своих желаний, предпочтений, а главное – реальных возможностей. Важно установить этапы (шаги, ступени) достижения цели, сроки для каждого этапа, определить те моменты, где подростки могут рассчитывать только на себя, и те, где им может понадобиться помощь и поддержка со стороны других людей, в том числе и родителей. Жизненная цель для ребенка-подростка важна, как никому другому. Цель в жизни ребенка в «переходном возрасте» поможет, если не решить полностью, то хотя бы свести к минимуму конфликтные ситуации между ним и родителями. Жизненная цель заключается в том, что подросток четко знает, чего хочет, что для него представляет наибольший интерес и старается приложить все усилия для ее достижения. А помогать ребенку ставить перед собой какие-то определенные цели в жизни и стараться добиваться их нужно еще в детстве. Но если вы уже пропустили этот период, то отчаиваться не нужно, ведь начать никогда не поздно. При установлении жизненной цели для ребенка роль родителей очень существенна, и им придется пожертвовать значительной частью своего свободного времени. При установлении целевой установки для подростка нельзя полагаться на то, что он уже взрослый и сам сможет решить свои проблемы. К примеру, если подросток хочет заняться каким-либо видом деятельности, нужно не только помочь ему с выбором, но и искренне радоваться вместе с ним в достижении успеха или же поддерживать в случае неудачи. Если увлечением вашего ребенка стал компьютер, нужно помочь ему разобраться в том, чего он хочет добиться в этой сфере. Это касается всего, что бы не заинтересовало вашего ребенка. Ваша поддержка должна быть существенной и не стоит жалеть свое драгоценное время на это. В «переходном возрасте» у подростка существует только два основных направления: на разрушение или же на созидание. Оба эти направления одинаково сильны. И именно от внимательности и чуткости родителей зависит то направление, которое выберет их ребенок, и которое будет руководить его дальнейшей жизнью. Этот выбор станет основой для формирования характера подростка и его будущего мировоззрения.
Какие жизненные цели и ценности определяют мировоззренческие модели современных молодых людей?
Сегодня для подростков изменился приоритет ценностей. Подростки сегодня считают приоритетными для себя цели, связанные с самоактуализацией, реализацией эстетических потребностей, потребностей в самоуважении и принадлежности к чему-то большему, чем «Я» – группе, обществу, государству, нации. Говорят, что ценность духовных целей для молодых людей за прошедшие годы возросла, в то время как ценность материального благополучия сократилась существенно.
Приоритетной ценностью подростков остается здоровье, занятие спортом.
На втором месте – приобретение уверенности в будущем.
Возраст, в котором находятся ваши дети, таит свои опасности. Очень часто дети подвержены чужому влиянию, не могут сказать «нет» и поэтому попадают в неприятные ситуации. Среди причин, которые толкают подростков на необдуманные поступки можно назвать: моральную распущенность, духовную нищету, неуважение к закону, неумение анализировать последствия совершаемых действий. Нужно опасаться проявления в ребёнке пренебрежительного отношения к учёбе, знаниям, стремлению к примитивному времяпрепровождению, преобладанию материальных потребностей, то есть «вещизма», так как все это приводит к проблемам в поведении, отсутствие мотивации, стремления и желания прилагать усилия по достижению желаемых целей и как следствие их отсутствие.
Завершая обсуждение данной темы, хочется перечислить признаки в поведении детей, у которых нет жизненной цели:
- демонстративное нарушение школьной дисциплины;
- курение и выпивка;
- грубость сверстникам и взрослым;
- унижение маленьких и слабых;
- ложь даже без причин;
- доказывание своей правоты только с помощью силы;
- разрисовывание стен;
- порча школьного имущества;
- гуляние на улице в течение долгого времени;
- совершение других аморальных и противоправных поступков.
Основными причинами этого является: отсутствие контроля со стороны родителей, отсутствие родительского авторитета.
Выявлено, что большая часть правонарушений совершается в вечернее и ночное время, летом и весной, т.е. тогда, когда дети находятся на улице бесконтрольно и бесцельно.
Уважаемые родители! Помните, что для активной жизни подростка и даже взрослого человека нужны стимулы, заставляющие достигать целей, двигаться вперед. Родители должны побуждать ребенка «захотеть» что-то сделать. Если у подростка богатый внутренний мир, его жизнь разносторонняя, то о стимулах можно не беспокоиться. Подростки сами могут ставить собственные цели и думать о средствах их достижения. Им свойственны: стремление к победе, активность, желание узнавать и совершенствовать себя. Мотивированные дети более успешны в учебе, причем получают от этого процесса удовлетворение и не думают о слове НАДО.
Если Вы решили, что настало время серьёзных разговоров с детьми о смысле их жизни, целях и способах достижения, сделайте это. На сегодняшний день необходимо рассказать детям о том, какую важную роль в жизни человека, в развитии его личности играют цели, представления о будущем и т.п. Сейчас появилось множество книг, статей в журналах и газетах, Интернете, содержащих рецепты, которые помогут подросткам добиться успеха в жизни, быть счастливым, наконец.
И, конечно, очень важно подросткам определить свою жизненную цель, т.е.:
— Следовать строго к поставленной цели. Учиться ее находить.
— Не предаваться бесплодным мечтаниям.
— Разрабатывать конкретные планы на будущее и т.д.
Памятка для родителей
Ваш ребёнок взрослеет, вместе с его физическим взрослением наступает умственное взросление, формируется интеллектуальный потенциал и социальный интеллект. От того, насколько семья воспринимает подростка как мыслящую личность, зависит степень его социального взросления.
- Беседуйте со своим сыном или дочерью, говорите с ними о ближайших жизненных планах и будущих целях жизни.
- Рассказывайте о своих планах, о своих победах и неудачах в их реализации.
- Поддерживайте здоровое честолюбие своего ребёнка.
- Не иронизируйте по поводу несбыточных планов, стимулируйте в нём желание доказать себе и другим возможность достичь поставленной цели.
- Формируйте нравственно здоровую личность, неспособную на подлость ради реализации жизненных планов.
- Создайте ситуацию успеха, поддерживайте жизненные силы и веру в успех.
- Говорите правду ребёнку, какой бы горькой она ни была, учите экономить силы для достижения цели.
- Будьте сами примером ребёнку, самое печальное, если подросток разочаруется в ваших жизненных силах.
Классный руководитель 8 класса И.В.Шипуль