Письмо – базовый школьный навык, без эффективного владения которым обучение затруднено или просто невозможно. Это сложная интегративная деятельность, включающая внимание, восприятие, произвольную регуляцию и контроль деятельности, нервно-мышечную регуляцию, зрительно-моторную координацию и другие функции.
Для того чтобы учащийся мог научиться ПИСАТЬ, он должен:
- хорошо различать диктуемые звуки речи и сохранять (удерживать в памяти) их порядок,
- хорошо усвоить написание букв, не смешивая близкие по начертанию,
- выработать твердые двигательные навыки, уверенно чередуя нужные движения».
К сожалению и педагоги, и родители чаще считают причиной трудностей письма – «неспособность», «плохую подготовленность» или нежелание ребенка научиться хорошо читать и писать.
Возникновение трудностей обучения письму в начальной школе может быть связано с самыми разными причинами: с условиями жизни и организации обучения, с индивидуальными и возрастными особенностями развития и состоянием здоровья ребенка. Чаще всего влияние и экзогенных, и эндогенных причин – совместное, комплексное. Важно уметь выделять и различать их, для того чтобы выбрать меры эффективной помощи ребенку.
Трудности обучения письму на начальном этапе
Виды трудностей | Возможные причины | |
1 | Трудности формирования зрительного образа буквы (трудность запоминания конфигурации графического элемента) |
|
2 | Трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента |
|
3 | Неспособность скопировать графический элемент, букву (неровные штрихи, тремор) |
|
4 |
Ошибки в пространственном расположении элементов букв (вертикальных, горизонтальных, зеркальное письмо). |
|
5 |
«Не видит» строку, нарушает соотношение элементов буквы, путает буквы (в–д), пишет лишние элементы: и–ш, л–м) или, наоборот, недописывает. |
|
6 |
Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие, растянутые, разнонаклонные буквы, тремор). |
|
7 |
Сильный нажим, тремор, нестабильность графических форм. |
|
8
|
|
|
9
|
Не использует правила (заменяет буквы, сливает предлоги и слова, не ставит точку – не разделяет предложения и т.п.). |
• Несформированность механизмов организации деятельности (регуляции и контроля деятельности); • выраженное функциональное напряжение, утомление; • трудности концентрации внимания; • низкая, неустойчивая работоспособность; • непосильный темп; • педагогические недоработки (не усвоенные правила). |
10 |
Ухудшение почерка, пропуски, замены и т.п. при письме под диктовку. |
• Недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа; • низкая, неустойчивая работоспособность; • слишком быстрый темп письма. |
11 |
Ухудшение почерка, замены и т.п. при списывании. |
• Недостаточная сформированность зрительно-моторных координаций; • недостаточная сформированность зрительной памяти; • выраженное напряжение, утомление; • неадекватный (быстрый) темп деятельности. |
12 |
Очень медленный темп письма. |
• Трудности звуко-буквенного анализа; • недостаточная сформированность координации движений и зрительно-моторных координаций; • индивидуальные особенности темпа деятельности; • низкая, неустойчивая работоспособность; • трудности концентрации внимания. |