Почти каждый из нас испытывает в своей жизни чувство страха. Кто-то боится летать самолётом, кто-то – боится собак, кто-то ещё чего-либо. Но этого можно избежать. А как быть, тем, кто боится людей? Прежде всего, это касается застенчивых и неуверенных в себе детей. Они чувствуют себя неуверенно со сверстниками на уроках, перемене. Такие дети часто знают учебный материал урока, но бояться отвечать перед классом, бояться ошибиться.
Часто у педагогов, работающих с такими подростками, складываются неправильные впечатления о таких детях . Подросток, тонко чувствующий отношение педагога к себе, становится замкнутым, закрытым, перестаёт общаться со сверстниками, старается побыстрее убежать со школы. Постепенно формируется низкий статус его в коллективе. Серая, безрадостная картина, не правда ли? А если и дома ребёнок не получает поддержки и внимания, ситуация может обернуться трагедией.
Прежде всего, хотелось бы заметить, что не все родители замечают в поведении своего ребенка нотки неуверенности. Не все могут распознать ситуацию, когда необходима корректировка и помощь. Причина в том, что неуверенность в себе часто скрыта за другими качествами. Это в первую очередь агрессия, раздражительность, тревожность, замкнутость.
В младшем возрасте это проявляется элементарно: например, Артем рисует, у него не получается, он рвет тетрадку, разбрасывает карандаши. Аня играет в куклы, платье не хочет одеваться, а пуговки застегиваться, кукла летит в угол. В более старшем возрасте, ребенок берется за дело, игру, задание, как только что-то не получается, появляется раздражение, книга, игра заброшены . Он может вернуться к своему занятию через некоторое время и после очередной неудачи — снова всплеск раздражения.
Довольно часто неуверенность в себе выплескивается в раздражение на окружающих – домашних животных, родственников. Вырастая, такие люди, прекрасно понимая, что не смогли чего-то достичь сами, срывают зло и ненависть на окружающих, так легче живется им, но не с ними.
Более доступное поведение неуверенного в себе ребенка выражается в замкнутости, стеснительности, робости( примеры из практики родителей и педагога).
Дети служат зеркалом взрослых. Если вы по своей натуре человек неуверенный и стеснительный, то ребенок вряд ли будет вешаться на шею первому встречному. С другой стороны, вы испытываете стыд за него и ребенок, чувствуя это, не знает, зачем он нужен в этом мире, каким он есть и каким должен быть, чтобы вы его любили просто за то, что он ваш ребенок. Есть еще одно — это темперамент, который закладывается при рождении и, как правило, не меняется. Детей воспитывают не слова, а поступки взрослых и его окружение. Стеснительный? — Значит, его когда-то стеснили, вогнали в те рамки, которые теперь ему и мешают проявлять себя в социуме.
Дети изначально рождаются свободными и ощущают настоящее всемогущество, не зря у Фрейда, это мышление и обозначено как «магическое мышление».
Но вот что происходит после? — Это уже воля тех, кто с ним, кто его ставит в рамки и стесняет. Попробуйте не бегать решать его проблемы, по его первому зову, постепенно возвращая ему его чувство всемогущества и уверенности в себе.
Памятка для родителей:
— Никогда не подчеркивайте вслух такую черту характера своего ребенка, как неуверенность.
— Не демонстрируйте эту черту характера посторонним людям.
-Промните, что педагоги школы часто ассоциируют неуверенность с плохой успеваемостью школьников.
— Поощряйте общение своего подростка с детьми, которые младше его по возрасту.
— Не ставьте своего ребенка в неловкие ситуации, особенно при встрече с незнакомыми людьми или при большом скоплении народа.
Уважаемые папы и мамы! Ваш ребенок не уверен в себе. Он нуждается в вашей помощи и поддержке. Вот некоторые правила, которыми вы должны руководствоваться.
— Хвалите своего ребенка за достижения, которые дались ему трудом и упорством.
— Порицайте не ребенка, а его недостойные поступки.
— Ставьте перед своим ребенком посильные задачи и оценивайте их достижение.
— Не оставляйте без внимания любые усилия ребенка по преодолению неуверенности в себе.
— Говорите со своим ребенком по душам, давайте возможность выговориться, поделиться наболевшим.
— Не мешайте своему ребенку ошибиться, не подменяйте его жизненный опыт своим.
— Не вселяйте в своего ребенка страх и боязнь по отношению к себе.
— Спрашивайте своего ребенка, если он вам сам ничего не говорит; делайте это тактично и тепло.
— Радуйтесь его победам над собой.
— Будьте рядом с ним, если он в этом нуждается!
Важно:
- Ставить выполнимые задачи.
- Доводить начатое до конца.
- Давать самостоятельные задания.
- Любой положительный результат – хвалить, ободряюще поддерживать.
- Приветствовать инициативу, давать волю фантазии, предлагать выбрать варианты.
- Давать возможность права на ошибку.
- Подавать пример ребенку.
- Ставить в пример другим.
Нельзя:
- Усложнять задачи, если подросток к этому не стремится.
- Сравнивать ребенка с другими детьми (в том числе его братьями и сестрами). Каждый сам по себе лучший и неповторимый, даже если что-то делает хуже.
- Перехваливать – похвала должна выступать стимулом, а не быть пустым звуком. Подросток должен понять, что похвалу нужно заслужить.
- Пресекать инициативу, осуждать.
Информацию подготовила И.И. Кобылкевич, классный руководитель 9 класса