Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе

     Почти каждый из нас  испытывает в своей жизни чувство страха. Кто-то боится  летать самолётом, кто-то – боится собак, кто-то ещё  чего-либо. Но этого можно избежать. А как быть,  тем, кто боится людей? Прежде всего, это касается  застенчивых  и неуверенных в себе  детей. Они чувствуют  себя  неуверенно со сверстниками на уроках, перемене. Такие дети часто знают учебный материал урока, но бояться отвечать перед классом, бояться ошибиться.

Часто у педагогов,  работающих с такими подростками,  складываются неправильные впечатления о таких детях . Подросток, тонко чувствующий отношение  педагога к себе,  становится  замкнутым, закрытым, перестаёт общаться со сверстниками, старается побыстрее убежать со школы.  Постепенно формируется  низкий статус его   в коллективе. Серая, безрадостная  картина, не правда ли? А если и дома  ребёнок не   получает поддержки и внимания,  ситуация может обернуться трагедией.

Прежде всего, хотелось бы заметить, что не все родители замечают в поведении своего ребенка нотки неуверенности. Не все могут распознать ситуацию, когда необходима корректировка и помощь. Причина в том, что неуверенность в себе часто скрыта за другими качествами. Это в первую очередь агрессия, раздражительность, тревожность, замкнутость.

В младшем возрасте это проявляется элементарно: например, Артем рисует, у него не получается, он рвет тетрадку, разбрасывает карандаши. Аня играет в куклы, платье не хочет одеваться,  а пуговки застегиваться, кукла летит в угол. В более старшем возрасте, ребенок берется за дело, игру, задание, как только что-то не получается, появляется раздражение, книга, игра заброшены . Он может вернуться к своему занятию через некоторое время и после очередной неудачи — снова всплеск раздражения.

Довольно часто неуверенность в себе выплескивается в раздражение на окружающих – домашних животных, родственников. Вырастая, такие люди, прекрасно понимая, что не смогли чего-то достичь сами, срывают зло и ненависть на окружающих, так легче живется им, но не с ними.

Более доступное поведение неуверенного в себе ребенка выражается в замкнутости, стеснительности, робости(  примеры из практики родителей и педагога).

Дети служат зеркалом взрослых. Если вы по своей натуре человек неуверенный и стеснительный, то ребенок вряд ли будет вешаться на шею первому встречному. С другой стороны, вы испытываете стыд за него и ребенок, чувствуя это, не знает, зачем он нужен в этом мире, каким он есть и каким должен быть, чтобы вы его любили просто за то, что он ваш ребенок. Есть еще одно — это темперамент, который закладывается при рождении и, как правило, не меняется. Детей воспитывают не слова, а поступки взрослых и его окружение. Стеснительный? — Значит,  его когда-то стеснили, вогнали в те рамки, которые теперь ему и мешают проявлять себя в социуме.

Дети изначально рождаются свободными и ощущают настоящее всемогущество, не зря у Фрейда, это мышление и обозначено как «магическое мышление».

Но вот что происходит после? — Это уже воля тех, кто с ним, кто его ставит в рамки и стесняет. Попробуйте не бегать решать его проблемы, по его первому зову, постепенно возвращая ему его чувство всемогущества и уверенности в себе.

Памятка для родителей:

 — Никогда не подчеркивайте вслух такую черту характера своего ребенка, как неуверенность.

— Не демонстрируйте эту черту характера посторонним людям.

-Промните, что педагоги школы часто ассоциируют неуверенность с плохой успеваемостью школьников.

— Поощряйте общение своего подростка с детьми, которые младше его по возрасту.

— Не ставьте своего ребенка в неловкие ситуации, особенно при встрече с незнакомыми людьми или при большом скоплении народа.

Уважаемые папы и мамы! Ваш ребенок не уверен в себе. Он нуждается в вашей помощи и поддержке. Вот некоторые правила, которыми вы должны руководствоваться.

 — Хвалите своего ребенка за достижения, которые дались ему трудом и упорством.

— Порицайте не ребенка, а его недостойные поступки.

— Ставьте перед своим ребенком посильные задачи и оценивайте их достижение.

— Не оставляйте без внимания любые усилия ребенка по преодолению неуверенности в себе.

— Говорите со своим ребенком по душам, давайте возможность выговориться, поделиться наболевшим.

— Не мешайте своему ребенку ошибиться, не подменяйте его жизненный опыт своим.

— Не вселяйте в своего ребенка страх и боязнь по отношению к себе.

— Спрашивайте своего ребенка, если он вам сам ничего не говорит; делайте это тактично и тепло.

— Радуйтесь его победам над собой.

— Будьте рядом с ним, если он в этом нуждается! 

Важно:

  • Ставить выполнимые задачи.
  • Доводить начатое  до конца.
  • Давать самостоятельные задания.
  • Любой положительный результат – хвалить, ободряюще поддерживать.
  • Приветствовать инициативу, давать волю фантазии, предлагать выбрать варианты.
  • Давать возможность права на ошибку.
  • Подавать пример ребенку.
  • Ставить в пример другим.

Нельзя:

  • Усложнять задачи, если подросток к этому не стремится.
  • Сравнивать ребенка с другими детьми (в том числе его братьями и сестрами). Каждый сам по себе лучший и неповторимый, даже если что-то делает хуже.
  • Перехваливать – похвала должна выступать стимулом, а не быть пустым звуком. Подросток должен понять, что похвалу нужно заслужить.
  • Пресекать инициативу, осуждать.

Информацию подготовила И.И. Кобылкевич, классный руководитель 9 класса

Добавить комментарий