Четвертый класс – это период, являющийся важной ступенью в жизни ребенка. Они уже осознают себя старшими в начальной школе. С одной стороны, испытывают чувство гордости за свой статус, с другой стороны, страх перед предстоящим переходом в среднее звено: перед встречей с новыми условиями обучения, новыми учителями, одноклассниками или даже школой.
Ситуация новизны всегда является для ребенка в той или иной степени тревожной.
Перед учащимися 4 класса может встать ряд проблем, возникающих в этот период:
- Трудности при взаимодействии с учителем.
- Тревожность при ответах у доски.
- Страх перед контрольными работами.
- Неспособность писать и думать в задаваемом учителем темпе.
- Увеличение учебной нагрузки при выполнении домашних заданий.
Важно знать о тех изменениях, которые происходят во внутреннем состоянии ребенка – на уровне психофизиологии. Зная о них, можно избежать много проблемных ситуаций в поведении ребенка, а также трудностей в общении с ним.
К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы, который хорошо прослеживается при выполнении ребенком домашних заданий. Так, например, одни приступают к урокам сразу после прихода из школы, другим же требуется время на отдых. Кто-то быстро и легко включается в работу, а кому-то необходимо больше времени. Один ребенок начинает выполнять домашние задания с трудных учебных предметов, другой, наоборот, с легких. Есть дети, которые лучше усваивают материал с опорой на графические изображения (рисунки, схемы и т.д.), и есть те, которые предпочитают словесное объяснение.
Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типологическими особенностями детей, темпераментом, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д.
Рекомендация для родителей: родители также могут способствовать развитию учебных навыков ребенка: когда будут учить его выделять главную мысль, запоминать содержание и пересказывать его с опорой на план, попросив ребенка рассказать содержание прочитанной книги, увиденного кинофильма, описать события прошедшего дня, совместной прогулки или поездки.
Физиологические особенности: усиление роста, прирост объема мышц, замена молочных зубов. В возрасте 9-11 лет у детей заканчивается окостенение запястья, фаланг пальцев руки. В силу этих особенностей при неправильной посадке учащегося во время выполнения домашнего задания, при использовании мебели, не соответствующей его росту, при физической нагрузке, превышающей возможности ребенка, у него может возникнуть искривление позвоночника. Для правильного протекания процесса окостенения ткани ребенку необходимо обеспечить полноценное питание, достаточное пребывание на свежем воздухе, привлекать его к посильному физическому труду.
Ведущий вид деятельности, проявление интересов и склонностей. В 4-ом классе основным механизмом познания окружающего мира является учебная деятельность. В это время у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие – меньше. Предпочтение тех или иных учебных предметов во многом связано с индивидуальными склонностями и способностями ребенка: кому-то нравится математика, у кого-то ярко проявляются лингвистические способности и т.д.
Родителям нужно поддерживать у ребенка его склонности. Также необходимо помнить о том, что жизнь ребенка не ограничивается стенами школы. За ее пределами он может быть погружен в такие занятия, которые позволяют ему проявить свои способности, добиться успеха, обрести уверенность в себе.
Познавательные процессы. К 9-10 годам дети способны достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу действий. Память претерпевает изменения – приобретает черты произвольности, становится сознательно регулируемой и опосредованной (требует осмысления, выстраивание логических структур). Неумение ребенка запоминать увеличивающиеся объемы материала сказывается на его учебной деятельности и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе.
В младших классах, где от ученика требуется лишь простое воспроизведение небольшого по объему материала, способ «просто запомнить» позволяет справляться с учебной нагрузкой. Но нередко он остается у школьников единственным на протяжении всего обучения в школе. Это связано в первую очередь с тем, что в этом возрасте ребенок не овладел приемами смыслового запоминания, его логическая память осталась недостаточно сформированной. Эмоциональные особенности. Ребенок этого возраста активно размышляет по поводу своих действий, может утаивать свои переживания. Внешне ребенок может не проявлять своё эмоциональное состояние. Именно эти изменения приводят к всплеску эмоций, желанию сделать то, что хочется, к капризам. Может наблюдаться неустойчивость настроения и т.д. Неудача у четвероклассника вызывает резкую потерю интереса к делу, а успех – эмоциональный подъем. Четвероклассники могут резко, импульсивно выражать свои чувства. Сначала говорят, а потом думают. Эмоционально быстро включаются в споры. В этом возрасте начинает развиваться чувство юмора, возникает желание рассказывать смешные истории. Есть скрытые страхи, хотя детям хочется выглядеть бесстрашными. Необходимо обратить внимание, что в этом возрасте родителям важно учить детей самоконтролю, терпимости, уважать права и чувства других людей. Это период «завершения детства и перехода к взрослости» может выражаться в повышении эмоционального реагирования на трудности, в появлении чувства одиночества, ощущения собственной ненужности. В связи с чем очень важным является осуществление позитивного ненавязчивого контроля за ребенком со стороны родителей.
Социальная ситуация развития. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники. Их мнение становится для ребенка более важным, чем мнение взрослых.
Нужно не забывать хвалить его чаще, что поможет добиться новых успехов, а также укрепит его уверенность в себе.
Почему нужно хвалить ребенка?
- Похвала формирует доверительные отношения. Получая позитивный отклик на свои действия от значимых взрослых, ребёнок понимает, что его любят, о нём заботятся, за его поступками следят и ему готовы помочь.
- Похвала дарит веру в себя. Регулярное одобрение позволяет поверить в себя и свои силы. Ребёнок, которого часто хвалят родители, не будет реагировать на неконструктивную критику чужих людей. Он знает, что если у него что-то не получается, это нестрашно. Нужно лучше стараться и пробовать ещё. Это залог формирования здоровой самооценки.
- Похвала поддерживает мотивацию. Бывает, если нашу работу раскритиковали, то и доделывать её нет желания. Например, если у ребёнка есть трудности в понимании математики и его постоянно ругают за то, что он не может сразу правильно решить задачу, то у него может пропасть мотивация заниматься точными науками. И наоборот: если вы будете выискивать те моменты, за которые можно похвалить, ребенок будет заниматься охотнее.
Мотивация. В 4 классе у ребенка окончательно закрепляется мотивация к обучению в школе. Она может быть:
негативная (ребенку не хочется и не нравится ходить в школу, у такого ребенка даже при хорошем развитии психических процессов нет успешной обучаемости);
формальная (ребенку нравится ходить в школу, но не для получения знаний, а ради формальных признаков: пообщаться с другими детьми, поиграть и т.д.);
содержательная (ребенок любит ходить в школу, ему нравится получать новые знания, такие дети обычно достаточно успешны). Для укрепления интереса к школе следует постоянно разговаривать с ребёнком по поводу того, что он узнал нового на уроках, при выполнении домашних заданий.
Общение. Дети 9-10 лет отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей с определенными обязанностями, ответственностью и доверием.
Не стоит говорить при ребенке негативно о его одноклассниках и их родителях, так как отрицательная оценка может стать причиной появления в классе изгоя.
Таким образом, данный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Здесь заканчивается строительство фундаментальных характеристик ребенка, на основе которых будет продолжено развитие в подростковом возрасте. Дети этого возраста ценят в людях физическую силу, ловкость, смелость, находчивость. Мальчики склонны постоянно мериться силами, готовы соревноваться буквально во всем. Их захватывают игры, содержащие тайну, приключения, поиск. Активно увлекаются коллекционированием. Доброжелательное отношение и участие взрослого, учет индивидуальных психофизиологических особенностей вносят оживление в любую деятельность четвероклассников и вызывает их активность.
Ни одна школа, какой бы совершенной ни была ее программа и какими бы талантливыми ни были учителя, не может дать ребенку того, что дают ему родители, – любви, доверия и стабильности в отношениях. Эти отношения являются ядром самооценки ребенка и влияют на его решения, выбор друзей и способности в учебе. Ребенок, в которого верят и которому помогают, способен добиться высоких результатов в учебе и увлечениях.
Памятка-пожелание родителям учащихся 4-х классов
Дорогие родители! Ваш ребёнок завершает обучение на I ступени общего среднего образования. Как же помочь ему успешно освоить учебную программу и стать более самостоятельным и культурным человеком?
Прежде всего, продолжите работу по формированию навыка осмысленного осуществления ребёнком всех его действий. У многих детей данного возраста продолжает господствовать стихийное поведение, обусловленное привычкой просто гулять по улице, бегать, смотреть во многих действиях обнаружить трудно, да и взрослые не всегда стремятся его найти вместе с ребёнком. Отставания в учёбе чаще всего являются следствием того, что взрослые не побуждают ребёнка постоянно задавать себе вопрос: «Для чего я это делаю?».
Требуется не только стимулировать поиск ребёнком ответа на вопрос о смысле большинства его поступков, но и учить находить несколько вариантов достижения поставленной цели, а затем выбирать наилучший, представляя последствия того или иного выбора. Тогда появится опыт интеллектуальной поисковой работы и ответственного поведения, требующих наличия соответствующих знаний, помогающих улучшить повседневную жизнь, успешно реализовать потребности и интересы ребёнка. Учёба в школе станет более обоснованной.
Для укрепления интереса к школе следует постоянно разговаривать с ребёнком по поводу того, что он узнал нового на уроках, при выполнении домашних заданий.
Также важно продолжить воспитание навыков проявления воли, терпения, самоконтроля в общении с родителями, друзьями при выполнении различной домашней работы. В 9-10 лет у ребенка уже должно быть выработано чувство долга перед собой и окружающими. Оно предполагает умение легко подчиняться тем требованиям родителей, других родственников, учителей, которые направлены на физическое, умственное, нравственное, эстетическое развитие ребёнка, дальнейшее возрастание его обоснованной самостоятельности.
Поэтому ваши требования к культуре поведения ребёнка дома, в школе, на улице должны не уменьшаться, а возрастать. Старайтесь спокойно и аргументированно объяснять важность их выполнения для обеспечения физического и психического здоровья ребенка, а также установления доброжелательных отношений с людьми.
И.И. Кобринец, классный руководитель 4 класса