Проблема занятости подростков все больше и больше волнует педагогов и родителей. Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни, многие даже и представить не могут, как раньше обходились без такого информационного ресурса. Интернет можно назвать одним из самых значительных и полезных изобретений человечества, но не каждый задумывается, как влияет всемирная паутина на нас, и может ли она нанести нам вред. Нельзя сказать, что от Интернета только вред. Напротив, использование Интернета дает огромные возможности для обучения, развития, познания нового и интересного. Но, к сожалению, всемирная паутина привлекает и своей нехорошей стороной, а именно завлекая молодежь к вступлению в группы деструктивной направленности. Может ли подросток избежать негативного влияния извне? Вот об этом сегодня и общались на встрече учащиеся 9 класса с настоятелем храма Святителя Чудотворца Н.П. Пашкевичем.
Профилактика вовлечения молодежи в деструктивные группы
Деструктивная группа – сообщество, причиняющее материальный, психологический или физический вред обществу и прежде всего участникам. Психологи выделяют четыре тревожных сигнала, на которые Вам как родителям необходимо обязательно обратить внимание:
- ребенок резко становится послушным, но «отрешенным»;
- у него меняется режим дня;
- ребенок вялый и постоянно не высыпается;
- прослеживаются активные постоянно повторяющиеся рисунки (киты, бабочки, повторяющиеся цифры).
Ниже перечислены признаки готовности несовершеннолетних вступить в деструктивную группу:
- грустные мысли в постах на соцстраничке;
- появление на теле увечья (царапины и т.д.);
- ребенок начинает раздаривать вещи;
- открыто заявляет о своей скорой смерти.
Почему подвержены риску вовлечения молодые?
Участники деструктивной группы опираются на возрастные психологические особенности несовершеннолетних: слабая, неустойчивая психика, повышенная внушаемость, низкая самооценка; неумение взаимодействовать с окружающими + трудная ситуация (семейные проблемы, нарушения взаимоотношений, неблагоприятный социальный фон, др.); отсутствие духовного воспитания, недостаточная степень гуманитарного образования); неопытность, недостаточная ответственность несовершеннолетних; повышенная восприимчивость к предлагаемым правилам поведения в группе; сильная мотивация к формированию образа «Я» через отрицание отвергаемых моделей поведения.
К личностным характеристикам несовершеннолетних, повышающих риск вовлечения в группы деструктивной направленности, относятся:
- слабая, неустойчивая психика;
- повышенная внушаемость;
- низкая самооценка;
- отсутствие позитивных жизненных целей;
- неумение взаимодействовать с окружающими;
- проблемы;
- острый интерес и тяга ко всему необычному;
- трудная ситуация (семейные проблемы, нарушения взаимоотношений, неблагоприятный социальный фон, др.);
- отсутствие духовного воспитания,
- недостаточная степень образования.
Причины, способствующие вовлечению молодежи в культовые организации и группы риска.
- отсутствие у людей смыслообразуюших ценностей, потеря нравственной и социальной ориентации;
- прохождение основных этапов психосоциального развития и соответствующих им кризисов;
- смена социального статуса и групповых ролей: окончание средней школы, начало жизни вне семьи, переезд, болезнь, смерть близкого человека, смена образа жизни и т.д.;
- неблагоприятная ситуация в семье, порождающей острую неудовлетворенность своим существованием, что особенно характерно для детей подросткового и юношеского возраста;
- неприятие судьбы родителей и нежелание следовать их жизненным путем. Считается, что семьи, где доминируют авторитарный или манипулятивный типы взаимоотношений, являются фактором риска, способствующим вовлечению молодёжи в деструктивные секты.
Основной «группой риска» является молодежь как наиболее чуткая социальная прослойка. Причем молодежь подросткового возраста, начиная примерно с 14 лет — в эту пору начинается становление человека как самостоятельной личности.