Просмотр телевизора и задержка развития речи у детей тесно связаны между собой. Исследования ученых говорят о том, что у детей, которые ежедневно смотрят телевизор по несколько часов, часто наблюдаются проблемы с концентрацией внимания, усидчивостью, снижение интереса к окружающему миру, задержка развития речи, бедность словарного запаса.
На первый взгляд задержка речи из-за просмотра мультфильмов кажется невероятной – ведь дети постоянно слышат человеческую речь с экрана телевизора. Однако, детский мозг устроен так, что ребенок просто не может обучаться только с помощью технических устройств (тоже касается и компьютеров, планшетов, телефонов).
Для полноценного развития детям необходимо живое общение, когда задействуются не только органы слуха, но и чувства, ребенок может задать вопрос и тут же получить ответ. За последние годы технологии сильно изменили наш быт. Телевизор занял особое место в жизни большинства семей. Его включают сразу, как только приходят с работы и выключают перед сном. А ведь даже если сами дети не смотрят телевизор, фоновый шум мешает им понимать речь родителей или других членов семьи.
Но дело не только в постоянном шуме. Ученые считают, что телевидение отрицательно влияет на развитие речи ребенка в первую очередь потому, что просмотр телевизионных передач отвлекает родителей от общения с их детьми. Чем дольше в доме работает телевизор, тем меньше внимания мама с папой уделяют ребенку. В результате дети испытывают недостаток общения в раннем возрасте, когда оно просто необходимо для развития всех психических процессов, в первую очередь речи. В мультфильмах все действия изображены на экранах, в то время как, например, при чтении сказок ребенок постоянно слышит слова обозначающие действия, то есть глаголы.
Ребенок, лишенный прослушивания сказок, лишается не только глагольного словаря, ведь в мультфильмах редко называются окружающие героев предметы, еще реже можно услышать описания. Все выше перечисленное не только не дает возможности словарному запасу формироваться, но и делает невозможным развитие связной речи ребенка.
Однако негативное влияние телевизора на ребенка не ограничивается только задержкой развития речи. Замечено, что у детей, которые проводят много времени перед телевизором, хуже развито и воображение. Готовые истории мультфильмов не поощряют малыша фантазировать. При этом если телевизор выключить, такие дети просто не могут придумать, чем им заняться.
Значит ли все сказанное, что телевизор надо исключить из жизни ребенка раз и навсегда? Конечно же, нет. Телевизор прочно занял свое место в жизни современного человека.
Но родителям стоит контролировать, сколько времени проводит ребенок перед телевизором и что он смотрит. Тем более что всегда можно найти, чем занять ребенка без помощи телевизора.
Как правильно смотреть мультфильмы без вреда:
-Не больше одного мультфильма в день.
—Важно, чтобы малышу было удобно сидеть и хорошо видно. Создайте правильные условия для просмотра.
—Следите за качеством изображения.
-Выбирайте добрые мультфильмы.
—Смотрите мультфильмы вместе с детьми, тогда вам будет, о чем поговорить.
Понаблюдайте, как ваш ребенок реагирует на смену картинки, песни в мультфильмах, смешные и пугающие эпизоды – чтобы в следующий раз выбрать правильный фильм для семейного просмотра.
Учитель-дефектолог Гринкевич Е.А.