Развития эффективного и конструктивного взаимодействия и общения родителей с подростками.
Подростковый возраст – это период, который оказывает огромное влияние на всю последующую жизнь человека. Как он будет реагировать на события своей жизни, принимать решения, какой круг общения он выберет, как будет относиться к самому себе и своим близким, как будет строить отношения с людьми, будет ли он успешным, научится ли достигать желаемого, как он будет преодолевать трудности – личностные ресурсы, навыки и умения для всего этого закладываются именно в подростковом возрасте.
Чем характеризуется этот период?
Постановка колоссальных целей – неумение их достигать, стремление к высоким идеалам – но чувствуют себя далекими от совершенства, стремление к независимости – чрезвычайная зависимость от мнения окружающих. Полное противоречие во всем, в чувствах, мыслях, не могут порой объяснить ни один из своих поступков.
К сожалению, родители тоже перестают понимать своего ребенка. Прежние, привычные модели взаимодействия и влияния вдруг перестают работать. Сталкиваясь с непривычным поведением, открытым сопротивлением или отчужденностью подростка, родители постепенно переходят от растерянности к раздражению. Стремясь сохранить прежние способы управления – усиливают давление. В ответ подросток с нарастающей активностью отстаивает свою независимость. Учащаются конфликты. Как следствие – опасное отдаление, растущее недопонимание, потеря близких и доброжелательных отношений.
Данный процесс происходит практически в каждой семье, и это надо принять как неизбежность. Но вот во что выльется эта борьба, будет ли она наполнена насилием и разрушениями или перерастет в совместное развитие отношений на новой ступени – во многом зависит от родителей и других взрослых, окружающих подростка
Рассмотрим особенности подросткового возраста немного подробнее.
В младшем подростковом возрасте ребенок начинает вырабатывать самооценку. До этого мнение об окружающем копировалось у взрослых. А теперь ему приходится отделять оценки родителей оттого, что он сам думает по этому поводу. А это, оказывается очень сложно.
Чтобы поставить себе «оценку», причем в самых разных проявлениях своего «Я», подросток вырабатывает некий эталон. Для этого он подвергает сомнению привычную систему ценностей родителей, ведь она мешает его самоопределению. Родители говорят «плохо», а почему? А вдруг это хорошо. А что будет, если я не послушаюсь. Т.о. тинэйджер начинает раздвигать границы и начинает исследовать новые территории гораздо более решительно, чем в детстве.
Часто это приводит к нарушению правил, установленных в социальном окружении. Вплоть до правонарушений. Такое поведение часто называют «подростковым бунтом», но не всегда оно является таковым. Подросток просто не задумывается о последствиях своих действий, так как живет только настоящим и будущее для него выглядит весьма фантомно. С одной стороны, это позволяет расширить свои возможности, с другой – ведет к чрезвычайно рискованным, необдуманным поступкам. Плюс неразвитое чувство ответственности: до сих пор все его проблемы решали взрослые. Отвоевывая самостоятельность, подросток редко задумывается над тем, что его смелость основана на чувстве хорошо прикрытого тыла, который обеспечивают родители.
Осваивая новые «территории», подросток внимательно присматривается к окружающим «чужим» людям – они отличаются от привычных «домашних». «Чужие» вызывают у подростка неподдельный интерес: внешность, привычки, поведение, система ценностей — все это не просто изучается, но и примеряется, пробуется на вкус, особенно если человек привлекателен. Чем больше это отличается от привычных оценок, тем более привлекательно. Главный вопрос: что особенно цениться окружающими, сто вызывает их восхищение, что высмеивается, осуждается. При этом подросток еще не владеет полноценной гаммой тонкого восприятия. Все, что он видит, отпечатывается в его сознании в контрастных тонах, все, что он слышит, звучит как идеальная гармония либо как полный диссонанс, все, что ощущает и переживает, воспринимается восторженно либо с отвращением.
Постепенно вырабатывается некий образ того, каким должен быть человек. Этот образ тоже лишен полутонов. Он всегда «супер», «Идеальное Я», которое, однако, очень неустойчиво и меняется под влиянием нового интересного «объекта», попавшего в поле видимости. Это может быть модный киногерой, популярный артист, пользующийся успехом у сверстников или какой-то «необычайный» взрослый.
Подростковому возрасту свойственны также и редкие перепады настроения – от радости и веселья к депрессии. Объективных причин для этого может и не быть, или же они кажутся взрослым незначительными, но прыщик на лице, пятнышко на джинсах, обидное случайное слово, — все это может подвергнуть подростка в мрачное уныние. И в эти моменты, несмотря на внешнюю замкнутость и отчужденность, он остро нуждается в теплом сочувствии без критики и нравоучений.
Переговоры
Одновременно подросток исследует самого себя: какой я? Кто я?
Внешность чрезвычайно важна. Не имея еще жизненного опыта, оценивание идет лишь по внешним данным. Плюс бурно нарастающая сексуальность вызывает желание быть привлекательным именно в физическом отношении. Но разница в том, как выглядит идеальный образ и отражение в зеркале велика и поэтому очень часто имеет место развитие так называемого «подросткового комплекса».
Активно идет поиск ответа на вопрос: что я за личность? Подростка привлекает все необычное. Он считает, что может быть интересен другим, только если он оригинален. А опыта не хватает, поэтому снова приходиться копировать. Отсюда же и провозглашение безумных идей, оригинальных ценностей, каких-либо качеств. Но под идейной «упаковкой» подросток чувствует не полное внутреннее соответствие создаваемому образу, и это вызывает его неуверенность и тревожность. Последствия заниженной самооценки, как и завышенной, мешают дальнейшему развитию личности подростка, он перестает работать над собой и останавливается в развитии.
В этом возрасте также сильна тенденция к развитию. Подросток с готовностью воспринимает все новое, интерес к жизни в целом и к различным ее проявлениям подталкивает его к новым экспериментам, он легко обучается, легко отказывается оттого, что не приводит к успеху (как он его представляет). Всем этим способностям необходим вектор – направление, которое постепенно приведет его к истинной зрелости. А это окружение вокруг него, социальные и моральные ценности которого подросток усваивает и строит свою лестницу жизни. А если такого общества нет, то подросток начинает его выстраивать в собственном внутреннем мире. Параллельно начинает активно развиваться ответственность. Излишняя опека мешает этому процессу, вырабатывая инфальтильность и нежелание действовать. Заодно меньше критики в свой адрес. А родители критику очень приветствуют.
Подростковый возраст – это этап формирования личности человека, подготовка к взрослой жизни. И ему крайне необходима грамотная помощь взрослых людей при решении определенных жизненных задач. А помощь должна производиться при учете основных потребностей подростка:
-потребность во внимании и поддержке без осуждения и оценок, то есть в безоценочной теплоте, принятии и мудрости взрослых;
— потребность в четких ( но не тесных) правилах и границах,- без них трудно самостоятельно удержаться от деструктивных форм поведения;
-потребность в развитии и обучении через жизненную практику – свой опыт, а не чужой или чисто теоретический;
-потребность в интересных жизненных событиях — интерес – это главный двигатель личностного развития человека, он максимален в подростковом возрасте;
— потребность в удовольствии — изучение себя, своих чувств и ощущений – наиболее желаемые переживания;
— потребность в уважении и признании – как прочной уверенности в себе как в ценной личности, а это – основа жизненного успеха;
— потребность в общении и признании сверстниками – как стремление получить социальный опыт и выработку наилучших моделей поведения;
— потребность в умении уверенно отстаивать свое мнение (основанное на уверенности в себе) – именно неумение это делать ведет ко многим проблемам в жизни подростка, ограничивающим его самореализацию и развитие;
— потребность в творческом самовыражении и самореализации;
— потребность в постановке жизненных целей – несмотря на стремление подростка жить здесь и сейчас. Четкое определение им своего будущего вносит в его жизнь упорядоченность, снимает большую долю тревожности и позволяет направить свои личностные ресурсы в определенное русло.
В системе детско-родительских отношений родитель является ведущим звеном и от него в большей степени зависит, как складываются эти отношения, поэтому важным аспектом программы является формирование навыков сотрудничества с ребенком. Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в семье.
ПРИТЧА О ДВУХ АНГЕЛАХ
Однажды по земле путешествовали два ангела: старый и молодой. В один из вечеров, уставшие и обессиленные, они попросились на ночлег в дом к богатому человеку. Он пустил странников, но, будучи скупым и негостеприимным человеком, предоставил им ночлег в сарае.
Там было холодно, темно, сыро. Несмотря на усталость, молодой ангел долго не мог уснуть. А когда ему все-таки удалось погрузиться в сон, его вдруг разбудил какой-то шум.
Проснувшись, он увидел, что старый ангел старательно заделывает дыру в стене. Молодой ангел был удивлен, он несколько раз предлагал старому бросить это дело и постараться отдохнуть перед предстоящей дорогой, но получал упорный отказ.
Утром молодой ангел, не скрывая любопытства, спросил у старого:
— Зачем ты помог этому человеку, ведь он так плохо обошелся с нами?
— Не все является тем, чем кажется, — ответил его спутник.
На следующий вечер, подыскивая ночлег, путешественники остановились у дома бедного человека. Хозяин радушно встретил их, поделился своим ужином и даже предоставил единственную кровать в доме, а сам с женой ушел в сарай.
Утром ангелов разбудил крик хозяина и плач его жены. Оказалось, что в эту ночь умерла их корова — единственная кормилица и надежда семьи.
Молодой ангел, испытывая крайнее удивление, обратился к старому:
— Почему ты не поможешь бедному человеку? — сказал он. — В прошлый раз ты помог тому, кто так плохо обошёлся с нами, а в этот раз ты бездействуешь, когда в твоих силах спасти эту семью?
На что старый ангел ответил:
— Не все является тем, чем кажется!
Продолжая путешествие, молодой ангел никак не унимался, он упрекал старого ангела, обвинял его и не мог смириться с происшедшим.
— Не все является тем, чем кажется, — ответил в третий раз старый ангел. – В прошлую ночь, когда мы были в доме у богатого человека, я увидел в стене сарая клад — и замуровал его, чтобы тот не достался хозяину дома. А в эту ночь приходила смерть за женой бедняка, и я откупил ее, отдав корову.
Надеюсь, что эта притча поможет вам переосмыслить то, что происходит между вами и вашими детьми. Нужно помнить, что нет в мире плохого и хорошего. Все зависит от того, как ты на это смотришь.