Передовой педагогический опыт – это опыт, который отличается от массового положительного высокой результативностью и оптимальностью, т.е. достижением высоких результатов с приложением минимальных усилий педагога и учащихся.
Критерии передового педагогического опыта
Критерии |
Характеристика критериев |
1. Актуальность | Соответствие: — социальному заказу государства, общества; — Закону об образовании Республики Беларусь; — прогрессивным тенденциям социального развития общества; — региональной образовательной политике; — идеям современной педагогической науки и передовой педагогической практике; — профессиональным интересам определенных категорий педагогов; Способствовать: — решению актуальных задач общества; — решению образовательных задач, вытекающих из социального заказа государства, общества в области образования, интересов личности учащегося. |
2. Научность, соответствие достижениям науки | Соответствие практической деятельности, основополагающим положениям современной науки в области образования. |
3. Результативность | Соответствие уровня обученности и воспитанности учащихся, их ценностным ориентациям, а также педагогической практике. Результативность может выражаться: — в уровне обученности учащихся; — в уровне воспитанности учащихся; — в личностном развитии учащихся; — в совершенствовании методической работы и управленческой деятельности. |
4. Новизна | Любой педагогический опыт, хотя бы в небольшой степени, всегда является самостоятельным, несет в себе новизну. Но она должна сопровождаться заметными качественными показателями, тогда такой опыт можно назвать передовым. Новизна может заключаться: — в комбинации элементов известных методик; — в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда; — в преобразовании образовательного процесса (с обоснованием причин изменения в содержании образования) |
5. Стабильность | Использование опыта дает на протяжении определенного времени устойчивые высокие результаты обучения, воспитания и развития учащихся: |
6. Оптимальность | Достижение наилучших результатов в учебно-воспитательной работе при наименьшей затрате сил и времени педагогов и учащихся и при том, чтобы данный опыт не стал помехой в решении других образовательных задач. |
7. Перспективность | Возможность использования опыта в массовой практике; возможность творческого применения опыта. |
Структура целостного описания опыта работы
1. Введение:
— аннотация об опыте (данные о носителе, проблемы решаемые данным педагогическим опытом, идея и закономерности, лежащие в основе, диапазон использования, адресная направленность). Объём — 0,5 страницы;
— тема, цель;
— актуальность и перспективность опыта;
— адресная направленность, условия возникновения и становления опыта;
— новизна данного опыта.
2. Вычленить противоречия, которые побудили преподавателя к поиску иных подходов к обучению и воспитанию. Имеющиеся противоречия становятся фактором определения путей становления педагогического опыта через постановку задач и их разрешение. Это противоречие осознается, осмысливается, формулируется проблема в терминах (понятиях и категориях) педагогической науки. В соответствии с проблемой выявляются находки, новинки в работе педагога.
3. Научно-методическое обоснование. Анализ литературы целесообразно проводить проблемно (при этом важно вычленить идеи, на которые опирается педагог, опыт которого обобщается). В процессе анализа литературы необходимо акцентировать внимание на том, что уже достигнуто в изучаемой и обобщаемой области, а к чему нужно стремиться.
4. Определить и сформулировать сущность опыта, его ведущую идею. Ведущая педагогическая идея опыта – центральная, основная мысль, вытекающая из опыта и предусматривающая вариативность форм её применения — это выделение главного, наиболее существенного в деятельности автора опыта. Выделить из ведущей проблемы опыта составные части и выстроить их в иерархической последовательности.
5. Описание сущности педагогического опыта, отличия от уже существующих, в чем его новизна, какие факторы успешности содержатся в представляемом опыте.
Описание средств достижения цели (методов и форм организации работы), организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с поставленными целями и задачами. (Алгоритм осуществления педагогических действий с описанием особенностей технологии автора опыта).
Цель Содержание Методы и средства Результат
(для чего) (что) (как) (какой)
Это — основной раздел, в котором происходит описание системы работы преподавателя.
6. Условия, при которых создавался опыт:
— прописать личностные и профессиональные качества педагога;
— определить возрастные и личностные особенности учащихся, уровень их обученности;
— определить, как обеспечивается формирование познавательных действий всех учащихся с заданными конечными результатами;
— указать какие учебно-методические комплексы и методические пособия использует педагог;
— выявить длительность функционирования опыта и динамику его становления и развития.
7. Результативность. Определить возможность получения стабильно высоких результатов (качество знаний учащихся, уровень их воспитанности и интеллектуального развития). Анализ полученных результатов в деятельности педагога можно представлять в виде таблиц, схем, диаграмм, рисунков. Здесь важно раскрыть динамику знаний, умений, ориентации, отношений учащихся по годам (в сравнении), а также проанализировать трудности, которые мешают педагогу работать лучше.
8.Трудоемкость опыта. Временные и интеллектуальные затраты всех участников учебно-воспитательного процесса.
9. Доступность опыта. Возможность опыта использования в других учреждениях образования.
Рекомендуемая литература:
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М., 1982.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. – М., 1986.
- Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. – М., 1996.
- Звягинский В.И. Педагогическое творчество учителя. – М: Педагогика, 1987.
- Конаржевский Ю.А. Система. Урок. Анализ. – Псков: ПОИПКРО, 1996.
- Конаржевский Ю.А. Технология педагогического анализа УВП. Для директоров и заместителей директоров школ. Ч.1. – М.: Педагогический центр, 1997.
- Терегулов Ф.Ш. Передовой педагогический опыт: теория распознавания, изучения, обобщения, распространения и внедрения. – М.: Педагогика,1992.
Примечание. При описании опыта ссылки на приложения обязательны.
Перечень возможных материалов приложения к описанию опыта работы (содержание приложений строго зависит от темы опыта и соответствует ссылкам в его описании):
— авторские программы, модифицированные программы, проекты;
— тематическое планирование;
— поурочные планы;
— система уроков, занятий по теме опыта;
— компьютерное обеспечение занятий;
— сценарии вечеров, праздников, и т.п.;
— тексты лекций, выступлений, докладов, рефератов и т.п.;
— творческие работы учащихся;
— данные о выпускниках и бывших учащихся (успехи, имеющие отношение к системе работы преподавателя).
Требования к электронным носителям:
— необходимо подписать все дискеты (диски) (Ф.И.О. автора, название учреждения образования);
— не представлять документацию в архивируемом виде;
— для текстовых файлов необходимо использовать шрифт Times New Roman, 12 размер, межстрочный интервал – одинарный, поля: верхнее, нижнее-2 см, левое –3 см, правое –1,5 см.
Требования к бумажным носителям:
— все бумажные документы предоставляются в виде брошюры формата А-5 в единственном экземпляре;
— в текстах не допускается сокращение названий и наименований;
— все страницы должны быть пронумерованы;
— объем целостного описания опыта с приложением должен составлять не более 20 – 25 страниц;
— на титульном листе возможно размещение фотографий, эмблем, использование цветного шрифта.