Порой, у родителей возникает вопрос: как относиться к колоритным и вместительным, но построенным грамматически неправильно детским словам? Закономерности возникновения ошибок позволяют проследить ход речевого развития ребёнка.
Одна из хорошо известных логопедам ошибка связана с заменой, казалось бы, уже освоенного звука другим.
К примеру, при освоении произнесения звука (ш) ребёнок заменяет его звуком (с); «шырость» вместо «сырость». НЕОБХОДИМО ПОПРАВЛЯТЬ НЕПРАВИЛЬНОЕ ПРОИЗНЕСЕНИЕ РЕБЁНКОМ ЗВУКОВ. Чем раньше слово, употребляемое в несоответствующей форме, попадает в лексикон ребёнка, тем сложнее в дальнейшем исправляется произнесение искажённой формы. Дети с завидным упорством повторяют искажённое ими слово. Если неправильное произнесение ребёнком звука имеет стойкий характер и не поддаётся исправлению, необходимо обратиться к логопеду.
Другой, более распространённой ошибкой являются придуманные детьми слова, не употребляемые в речи взрослого. Взрослые часто восхищаются словами, придуманными их малышом. Конечно же, мы можем восторгаться словотворчеством малыша, но мы ни в коем случае НЕ ДОЛЖНЫ ХВАЛИТЬ ПРИ РЕБЁНКЕ ТО ИЛИ ИНОЕ ПРИДУМАННОЕ ИМ СЛОВО. Таким поощрением мы закрепим неправильное слово в его словаре. Услышав неправильно произносимое ребёнком слово, необходимо сразу же поправить малыша: «Так не говорят, ты ошибся. Нужно сказать…» Вы должны очень чётко произнести слово и попросить малыша повторить его вслед за вами.
Типичной ошибкой является построение глагольных форм по образцу одной более лёгкой для ребёнка формы. К примеру: «вставаю», вместо «встаю»; «лизаю» вместо «лижу», то есть ребёнок использует одну стандартную форму глагола. Исследователи детской речи отметили, что когда ребёнок усваивает какую-нибудь одну форму языкового значения, то он распространяет её и на другие.
Следующий тип ошибок связан с изменением существительных по падежам. Падежные окончания образуются детьми по усвоенным ими образцам. Приведем пример из книги М.М.Кольцовой «Ребенок учится говорить»: «Возьмем все стулы и сделаем поезд», — предлагает трехлетний Женя своему приятелю. «Нет,- возражает тот,- здесь мало стулов».
Ошибки наблюдаются и в окончаниях существительных, и в употреблении сравнительной степени прилагательных. Вообще, следует отметить, что речь маленьких детей бедна прилагательными. Прилагательные составляют всего около 3-4% от других частей речи. Прилагательные сложны для непосредственного восприятия ребенком, ибо их употребление подразумевает хорошее знакомство с предметом или вещью. Ребенок использует в своей речи небольшое количество прилагательных, с которыми их знакомят родители в повседневной деятельности или во время игры: страшный, злой, добрый, умный.
Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, но делайте это тактично. Если вы посмеетесь над ребенком и обидите его, он на какое-то время может замолчать, но главное, он может потерять к вам доверие.
Необходимо развивать интерес ребенка к свойствам предметов (большой, маленький, круглый, синий) и людей (добрый, злой, сильный, слабый).
В двухлетнем возрасте ребенок способен отличить качество от количества или действия. Однако наибольшую сложность для ребенка представляет соотнесение качественных характеристик предмета, например размер с размером, цвет с цветом. Ребенок путает эти понятия.