Вам хочется сделать свой урок более интересным, наполненным, полезным для учеников?
Тогда просмотрите рекомендации об удержании внимания учащихся.
Тринадцать приемов привлечения и удержания внимания
- Неожиданность. Используйте в речи неожиданную и не известную обучающимся информацию, а также выпуклые формулировки с «оживляющим эффектом».
- «Провокация». На короткое время вызовите у слушателей реакцию несогласия с излагаемой информацией, используйте этот период для подготовки слушателей к конструктивным выводам, для уточнения мысли и более четкого определения собственной позиции.
- «Гипербола». Не бойтесь прибегать к преувеличению, чтобы заострить внимание аудитории к предмету; это поможет выявить причинно-следственные и условно-следственные взаимосвязи между событиями, процессами и поведением людей. Не забудьте однако, позже уже без преувеличений четко изложить свою позицию по затронутой проблеме.
- Прогнозирование. Основываясь на реальных фактах, делайте прогнозы ожидаемых событий, чтобы подчеркнуть необходимые ценностные ориентации, определяющие интересы, требования, пожелания.
- Сопоставление всех «ЗА» и «ПРОТИВ». В качество обзора ознакомьте обучающихся со всеми аргументами «за» и «против» какого-либо мнения, мероприятия, концепции и т.д. После сопоставления всех аргументов найдите правильное решение проблемы, используя при этом контрастную аргументацию; «однако на самом деле…»
- Делегирование возможностей принимать решения. Широко используйте способности обучающихся принимать решения и их компетентность для выяснения предмета обсуждения; за счет постановки соответствующих вопросов вовлекайте обучающихся в процесс мышления; воздержитесь от приведения собственных аргументов.
- Апелляция к авторитету. Для подтверждения правильности собственных мыслей ссылайтесь на авторитет обучающихся и авторитет «опыта» (работы, жизненный, политический и исторический), а также авторитет науки.
- Сопераживание. Увлеченно описывайте события и темы, связывающие вас с обучающимися, не упуская подробностей, важных для аудитории, заставляя обучающихся сопереживать.
- Внесение элемента неформальности. Учитывая предмет речи, поведайте аудитории о собственных заблуждениях, предрассудках, ошибках и их последствиях и покажите, каким образом вам удалось избежать одностороннего подхода к той или иной проблеме и найти ее новое решение. Это позволит преодолеть сдержанность и предвзятость обучающихся и изменить их мнение в вашу пользу.
- Драматизация. Наглядно и увлекательно, сознательно драматизируя, изображайте обогащающие тему выступления, события, чтобы обучающиеся могли отождествить себя с действующими лицами и жизненной ситуацией. Подготавливайте таким образом необходимые абстракции.
- Прямое включение. Откажитесь от растянутого выступления или отступлений, если ваши обучающиеся знакомы с затрагиваемым в речи предметом и имеют необходимый запас предварительных знаний; говорите без обиняков, сразу же начиная с самого главного. Это избавит вас от необходимости разъяснять им все с самого начала и позволит выиграть время для изложения проблемы.
- Юмор. Не «засушивайте» свою речь. Приводите смешные, парадоксальные примеры, разбавляйте повествование веселыми шутками, забавными историями из жизни окружающих вас людей. Дайте слушателям возможность подумать и отдохнуть.
- Экспрессия. Не отказывайтесь от средств усиления выразительности, конечно, в зависимости от конкретной речевой ситуации (официальная — неофициальная речь). Сознательно, особенно если вы выступаете без заранее подготовленного текста, выбирайте такие формулировки, которые заметно отличаются от привычного стиля (неожиданные, стилистически необычные, запоминающиеся, привлекающие внимание — экспрессивные лексические средства).