Уже начиная с трехмесячного возраста, в период гуления, идет активная подготовка речевого аппарата к произношению звуков. В это же время малыш учится понимать речь: различает интонацию, постепенно – слова-предметы и слова-действия. Овладевая навыками произношения отдельных слов – усваиваются и звуки. Разумеется, на ранних этапах, слова произносятся ребенком искаженно, а затем постепенно формируется их верное произношение. Вначале малыш овладевает только самыми простыми по артикуляции звуками, так как его речевые органы еще несовершенны. К 7 – 9 месяцем ребенок уже произносит как отдельные звуки (гласные: А, О, У, Э, согласные: М, Б, П, К, Г, Х, Й), так и некоторые слова, которые состоят из двух одинаковых слогов (МАМА, БАБА, ПАПА, КУ-КУ). Чуть позже усваиваются и другие звуки (тоже простые по артикуляции) (гласные: И, Ы, согласные: В, Ф, Д, Т, Н).
Звуки же сложные по артикуляции (свистящие, шипящие и сонорные звуки), до 3 – 5 лет могут полностью отсутствовать в речи ребенка или заменяться на более простые для произношения. Не стоит пугаться, это свойственно всем детям в определенном возрасте. Но если вы заметили серьезные дефекты в произношении у вашего малыша, стоит обратиться за консультацией к логопеду.
Идет развитие пассивного и активного словарей. К двум годам в речи ребенка насчитывается около 300 слов. В это же время ребенок овладевает и фразой: сначала она состоит из двух-трех слов, затем постепенно усложняется и к трем годам активный словарь достигает 1000 слов. Речь становится коммуникативным средством общения, с помощью которой ребенок может реализовать свои потребности. К пяти годам словарь увеличивается до 3000 слов. Фразовая речь усложняется, а к шести годам речь ребенка становится грамматически правильно оформленной.
Сложные по артикуляции звуки усваиваются малышом в несколько этапов. Ребенок не способен сразу овладеть произношением, например, звука Ж. Сначала он заменяет его на ДЬ, ЗЬ и на З. Например, слово ЖУК звучит — ДЮК, ЗЮК, ЗУК, а уже только потом ЖУК.
Примером самых распространенных звуков-заменителей являются:
Л на Й (йуна), на ЛЬ (люна) — Л (луна)
Встречается замена звука Л на английский звук W (в русском он звучит примерно как У)
W (уопата) — Л (лопата)
Р на Й (койова, йука), на ЛЬ (колёва, люка), на Л (колова, лука) — Р (корова, рука)
С на ТЬ (тюмка), на СЬ (сюмка) — С (сумка)
Ш на ТЬ (тяпка), на СЬ (сяпка), на С (сапка) — Ш (шапка)
Ц на ТЬ (типленок), на СЬ (сипленок), на ТС (тсыпленок) — Ц (цыпленок)
Ч на ТЬ (птила), на ТС (птсыла), на Ц (пцила) — Ч (пчела)
Щ на СЬ (сенок) — Щ (щенок)
Как видно, при становлении звука в речи наблюдается его смягчение.
Очень часто после овладения ребенком произнесения нового звука он начинает употреблять его вместо нужного звука (замок – жамок). Но в дальнейшем, по мере созревания речевого аппарата, это явление исчезает и произношение приближается к норме.
Безусловно, важную роль в становлении правильного произношения ребенка является четкая речь окружающих его взрослых, социум, в котором находится ребенок и должное внимания к его речи. Речь мамы и папы – образец для подражания. Ребенок будет повторять все, что услышит из его любимых уст и повторит незамедлительно. Поэтому необходимо следить за своим произношением, иначе процесс овладения речью у ребенка будет затруднен и появятся звуковые дефекты.
Примерные сроки окончательного усвоения детьми звуков речи таковы:
1 – 2 года: А, О, У, Э, М, Б, П, К, Г, Х, Й
2 – 3 года: И, Ы, В, Ф, Д, Т, Н
3 – 5 лет: С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ
4 – 6 лет: Л, Р
Таким образом, не позднее, чем к пяти-шести годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Пользоваться достаточно активным словарем и грамматически правильно оформленной речью.