Консультация для педагогов

Система специальных профессиональных компетенций по работе с детьми с ОПФР как необходимая составляющая профессиональных компетенций современного педагога

Проблема образования людей с особыми образовательными потребностями сегодня чрезвычайно актуальна. Количество детей и взрослых, имеющих расстройства физического и психического здоровья, значительно возросло. Причин здесь много: техногенная чернобыльская катастрофа, неблагоприятная экология, отягощенная наследственность, алкоголизм, наркомания и прочее.

Современная система специального образования трансформируется в открытую образовательную систему и базируется на признании того, что нет социально неперспективных детей, все дети обучаемы и им гарантируется педагогическая помощь и поддержка, а также на признании ценности совместной деятельности и общения учащихся с особенностями психофизического развития и их здоровых сверстников. В основу интегрированного обучения и воспитания образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности, и подразумевает доступность образования для всех.

          Развитие системы интегрированного обучения и воспитания повлекло за собой не только структурные изменения в учреждениях образования, но и изменения в содержании деятельности педагогов этих учреждений, связанные с их активной включенностью в процесс обучения детей с особенностями психофизического развития. Как следствие этих изменений — новые требования к структуре и содержанию профессиональных компетенций педагога, предусматривающие в качестве обязательных составляющих специальные профессиональные компетенции по работе с детьми с ОПФР. Новое содержание в деятельности учителя класса интегрированного обучения и воспитания связано с особыми задачами, перед необходимостью решения которых поставлен педагог:

— одновременная реализация на уроке содержания обучения по 2-3 разным учебным планам и программам;

  • совмещение на уроке разных методик обучения с учетом особых образовательных потребностей детей с ОПФР, обусловленных спецификой процессов восприятия информации, образования понятий и др.;
  • адекватная оценка учебной деятельности, учебных затруднений и достижений детей класса с учетом разных требований к результатам обучения для детей нормально развивающихся и детей с ОПФР;
  • организация продуктивного общения всех детей класса, формирование толерантного отношения к детям с ОПФР в коллективе педагогов учреждения образования, детей и их родителей;
  • организация взаимодействия с родителями детей с ОПФР и специалистами учреждения образования по актуальным вопросам обучения, воспитания и развития этой группы обучающихся.

Несомненно, качество обучения любого ребенка зависит от того, насколько профессионально с ним работают. Анализ изменений в содержании деятельности педагогов учреждений дошкольного и общего среднего образования, обусловленных их включенностью в процесс интегрированного обучения и воспитания, позволил выделить в структуре их профессиональных компетенций систему основных профессиональных компетенций по работе с детьми с ОПФР, владение которыми необходимо для успешной реализации образовательного процесса в данных условиях:

  1. Академические педагогические компетенции:

умение анализировать учебные планы, учебные программы, выделять требования к результатам обучения детей;

умение организовывать взаимодействие в коллективе детей; умение взаимодействовать с родителями обучающихся.

  1. Специальные профессиональные компетенции:

базовые (обеспечивают ориентированность в специфике обучения детей с ОПФР по сравнению с нормально развивающимися детьми):

умение определять сходство и различие учебных планов, учебных программ, требований к результатам обучения для детей нормально развивающихся и детей с особенностями психофизического развития, с которыми работает педагог;

знание специфических закономерностей развития, характерных для детей с ОПФР всех категорий и определяющих специфику методики их обучения в целом по сравнению с методикой обучения детей нормально развивающихся;

знание типичных особенностей психического и физического развития той категории детей с ОПФР, с которой работает педагог, определяющих ведущие методы и приемы их обучения;

умение видеть (выделять) индивидуальные особенности психофизического развития каждого ребенка с ОПФР, использовать адекватные им методы и приемы индивидуального подхода в обучении;

знание особых условий, необходимых для осуществления учебной деятельности ребенка с учетом особенностей его развития (требования к освещенности рабочего места для ребенка с нарушениями зрения, оптимальное рабочее место в классе ребенка с нарушением слуха, дифференцированные требования к посадке ученика с учетом разных нарушений функционирования опорно-двигательного аппарата, необходимость использования специального оборудования и т.п.);

умение организовывать работу ребенка с ОПФР на занятии (уроке) с учетом уровня его работоспособности и степени самостоятельности;

умение использовать разные виды помощи ребенку с ОПФР с учетом характера его учебных затруднений и особенностей развития, владение стратегиями оказания помощи;

умение адаптировать учебный материал, тексты, учебные задания к возможностям обучающегося с ОПФР, создавать опоры разных видов;

умение адекватно оценивать учебную деятельность ребенка с ОПФР, выделять в ней и характеризовать позитивные изменения и специфические (объективные) затруднения;

умение общаться с детьми с ОПФР с разной степенью развития коммуникативных умений, умение вовлекать их в общение, во взаимодействие;

предметные (обеспечивают ориентированность в специфике обучения детей с ОПФР определенной категории, по определенному учебному предмету или образовательной области):

общие:

знание характера трудностей детей определенной категории в овладении учебными знаниями, умениями;

знание ведущих методов обучения детей определенной категории, умение их использовать в процессе обучения (учителем на уроках по определенному учебному предмету, воспитателем на занятиях по той или иной образовательной области);

частные:

знание характера трудностей детей определенной категории в овладении знаниями, умениями конкретной предметной области (математики, языка, трудового обучения, истории и т.д.) и типологических групп детей в зависимости от характера этих трудностей, умение определять типологическую группу, к которой относится каждый обучающийся с ОПФР;

умение использовать на уроках, занятиях в рамках конкретной предметной области методы и приемы обучения, учитывающие характер учебных затруднений детей определенной категории.

  1. Социально-личностные компетенции:

умение замечать и подчеркивать возможности ребенка с ОПФР в разных видах деятельности, умение создавать «ситуации успеха» для обучающегося, формировать толерантное отношение к детям с ОПФР в коллективе педагогов, детей и их родителей;

умение взаимодействовать, сотрудничать с родителями детей с ОПФР, консультировать их по актуальным вопросам обучения, развития и воспитания их ребенка.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что активное развитие системы интегрированного обучения позволяет говорить о необходимости формирования у педагогов системы специальных профессиональных компетенций по работе с детьми с особенностями психофизического развития как важной составляющей профессиональных компетенций современного педагога.

Сегодняшняя реальность показывает, что без наличия хорошо развитой профессиональной мобильности педагог не имеет перспективы профессионального роста. Современному обществу нужен педагог, открытый к новому, который легко адаптируется к сложным условиям профессиональной и социальной действительности, самостоятельно и ответственно принимает решение, ориентированное на успех и постоянное самосовершенствование. Профессиональная мобильность становится все более актуальной в связи с тем, что педагог должен находить новые подходы в своей работе.

В структуре профессионально-педагогической мобильности наиболее часто выделяют следующие составляющие:

  • активность, которая понимается как готовность к деятельности, освоению новых форм и видов деятельности, как основа профессионально-педагогической;
  • адаптивность, понимаемая как способность приспосабливаться к изменяющимся условиям деятельности, готовность изменить свою жизнь и деятельность, основа профессионально-педагогической гибкости;
  • открытость — склонность к новому, неизвестному, отказ от стереотипов;
  • коммуникативность — способность и готовность устанавливать новые связи и контакты с субъектами образовательной деятельности;
  • креативность — творческое отношение к среде и собственной деятельности, готовность к их преобразованию, фундамент профессионально-педагогического новаторства;
  • компетентность — способность гибко ориентироваться в профессии, готовность к продолжению обучения, самообучению, саморазвитию, самообразованию.

Условия организации интегрированного обучения и воспитания ставят перед педагогами решение следующих задач: знать и понимать особенности физических и психических нарушений детей с особыми образовательными возможностями; правильно выбирать способы и методы обучения в соответствии с особенностями; находить индивидуальный подход к каждому ребенку; помогать таким учащимся социализироваться.

Вопрос организации интегрированного обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития является одним из важнейших в современных условиях развития учреждения общего среднего образования. Организация обучения детей с ОПФР в условиях интегрированного обучения привела к существенным изменениям в системе основного образования.

Рассмотрим основные подходы в организации педагогического процесса в классах интегрированного обучения и воспитания.

Наряду с главной целью — всесторонним и гармоничным развитием личности, усвоением учащимися конкретной суммы знаний, умений и навыков, основной целью применительно к учащимся с особенностями развития является их социальная адаптация и интеграция, в том числе приобретение навыков самообслуживания, подготовка к трудовой и профессиональной деятельности, семейной жизни.

Соответственно, приоритетным в обучении выступает формирование не глубоких, научных знаний, а практических умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни. Например: умение написать письмо, объявление, заполнить анкету-бланк денежного перевода; соблюдение правил поведения в социуме, правил безопасной жизнедеятельности и т.д.

Необходимая задача — обеспечить безбарьерную, адаптивную, развивающую, личностно ориентированную образовательную среду для всех учащихся. При рассадке учащихся класса надо предусматреть место за первой партой для учащегося с ОПФР. Лучше всего посадить со слабым учеником. Это дает возможность организовать работу в парах, включить его во взаимодействие при выполнении дифференцированных заданий.

Учителя, работающие в интегрированных классах, должны направить свою работу на создание условий для активного участия ребенка с особенностями в учебной деятельности во время урока, во внеклассных и внешкольных мероприятиях с учетом его возможностей и уровня развития.

Для того чтобы учителю-предметнику четко представлять картину процесса образовательной интеграции, необходимо владеть следующей информацией:

  • узнать, какую образовательную программу осваивают дети с ОПФР;
  • узнать, как организуется учебная деятельность детей с ОПФР в структуре интегрированного класса;
  • узнать, как планируется работа учителем-предметником в условиях обра­зовательной интеграции.

Дети с интеллектуальной недостаточностью обучаются в общеобразовательной школе по программе вспомогательной школы. Программы и учебный план вспомогательной школы классов первого отделения имеют существенные отличия от программ общеобразовательной школы. Многие общеобразовательные предметы (химия, физика, иностранный язык) отсутствуют в учебном плане вспомогательной школы. Следовательно, учитель-предметник обязан организовать процесс обучения в интегрированных классах в соответствии с общеобразовательной и вспомогательной программами по предмету на основании календарно- тематического планирования. Единых требований к календарно-тематическому планированию по предметным областям в образовательной интеграции не предусмотрено законодательно. Однако, «Методические рекомендации по совершенствованию работы по организации интегрированного обучения и воспитания» Министерства образования Республики Беларусь от 26.08.2016 года нацеливают учителей-предметников на планирование с учетом двух образовательных программ.

В образовательной интеграции выделяются следующие методические приемы, способствующие эффективному процессу обучения с учащимися с особыми образовательными потребностями:

  • снижение темпа (темп адаптируется к способностям ученика) изучения программного материала, подача материала небольшими порциями;
  • адаптация программного материала под потенциальные возможности «особого» ученика;
  • использование приемов дополнительных объяснений;
  • использование метода аттракции (поддержка, одобрение, поощрение и т.д.) вместо порицания;
  • оказание помощи при ответах на вопросы и опросах по темам посред­ством использования дополнительных источников информации – толковых словарей, информационных карточек, сигнальных опор;
  • предъявление индивидуальных заданий на специальных карточках, перфокартах;
  • использование компьютерных вариантов тестовых заданий;
  • частое переключение видов деятельности, физкультминутки.

Наибольший эффект в коррекционно-педагогической работе с детьми с

ОПФР дает сочетание наглядных и практических методов обучения. При этом мы учитываем характер нарушений, психофизические особенности и возраст ученика. Если в младшем школьном возрасте словесные методы мы применяем реже, то позднее их значение возрастает.

Достижение оптимального результата при организации образовательного процесса и социальной адаптации ребенка с особенностями психофизического развития в условиях интеграции возможно только при наличии тесного взаимодействия всех специалистов.

Таким образом, работать с детьми с особыми образовательными потребностями необходимо целенаправленно, кропотливо, что только при грамотном подходе дети с особенностями становятся успешны.

Основу данного подхода составляют внимание, забота и ласка, а главное — работать с любовью, и тогда успех в обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями обеспечен. Для того чтобы качественно и своевременно решать профессиональные задачи, необходимо постоянно самообразовываться.

Добавить комментарий