Осень – одно из красивых времен года. Она вдохновляет взрослых и детей на творчество Медленно кружась в воздухе, падают и падают с деревьев легкие, невесомые желтые листья. Цветут последние осенние цветы. Прозрачен и чист воздух, шелестит под ногами опавшая листва, дышится легко. Одним словом «Осенняя пора»…
В первом интегрированном классе проводится постоянная работа по формированию представлений учащихся о сезонных изменениях в природе, о характерных признаках осени, даются первичные представления о сборе урожая.
Детям доступно понимание термина «времена года», однако они не могут самостоятельно назвать последовательно все времена года. Их представления о каждом времени года адекватны, хотя и остаются неполными, часто опираются не на существенные признаки, а на более часто встречающиеся в опыте самих детей, имеющее значение для их жизни и деятельности.
Специфика временных понятий и нарушение психического развития детей с нарушением интеллекта затрудняют возможность самостоятельного, спонтанного познания и развития временных представлений. В связи с этим особое значение приобретает специально организованный процесс обучения, поэтому работа по закреплению временных представлений прослеживается на всех уроках (человек и мир, математики, русского языка, трудового обучения и изобразительного искусства).
Так первоклассники уже познакомились с осенними изменениями в природе. Еще дети узнали, что осень – это пора сбора урожая, учились называть овощи и фрукты, различать и группировать их. Во время бесед ребята уточнили, какие блюда можно приготовить из выращенного урожая, порассуждали об их пользе для здоровья. Заучивание стихов об осени и разыгрывание небольших сценок об овощах способствовали развитию памяти и речи учащихся. В процессе коллективного рисования «Листопад» каждый ребёнок смог проявить свои творческие способности, также развивал воображение и мелкую моторику.
Процесс обучения временным представлениям в связи с особенностями познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью имеет коррекционную направленность и включает в себя целую систему средств: индивидуальный и дифференцированный подход, наглядность, обеспечивающая возможность развить у детей эмоциональную и сенсомоторную сферы, мышление, речь и другие психические процессы, активность и самостоятельность ребенка в процессе обучения как условие его психического развития, сниженный темп обучения, учитывающий особенности высшей нервной деятельности детей с проблемами в развитии, повторяемость в обучении, структурная простота содержания формируемых знаний, умений и навыков.
Учитель-дефектолог Гринкевич Е.А.