Некоторые рекомендации родителям и педагогам
Во многих методических пособиях, в том числе и в литературе, предназначенной для логопедов, мы встречаем строгие рамки, в которые при своём развитии должны укладываться дети независимо от пола. Нейропсихологами и психологами давно доказано, что у здоровых мальчиков и девочек разный мозг, разные пути развития, Значит, им необходимы разные программы обучения. Вот некоторые факты. У мальчиков детство длится дольше, чем у девочек: — девочки рождаются более зрелыми на 3-4 недели; — мальчики на 2-3 месяца начинают ходить позже, чем девочки; — мальчики на 4-6 месяцев позже начинают говорить; — к периоду поступления в школу мальчики «младше» девочек по своему биологическому возрасту на целый год. На что же должны обратить внимание родители, воспитатели, учителя при работе над развитием устной и письменной речи мальчиков и девочек? На какие основные особенности мозга должны опираться педагоги и родители? Как нужно развивать речь у всех детей, и какие особенности мальчиков и девочек нужно учитывать при этом? Какие речевые функции нужно развивать специально у мальчиков и девочек?
Особенности мальчиков и девочек, влияющие на развитие речи в норме
Мальчики | Девочки | |
Острота слуха до 8 лет | Выше | Ниже |
Чувствительность к шуму | Менее чувствительны, поэтому больше шумят сами | Более чувствительны |
Кожная чувствительность | Ниже | Выше |
Созревание левого полушария (логическое, речевое мышление) | Медленное. С возрастом начинает лидировать |
Быстрое |
Созревание правого полушария (пространственно-временная ориентация). | Быстрое.
Имеется уже в 6 лет |
Медленное.
Трудности даже в 13 лет |
Формирование нервных путей, соединяющих оба полушария коры головного мозга | Медленное | Быстрое. Возможно, нервные связи намного богаче (толще спайка нервных волокон, соединяющих полушария) |
Речевое мышление | Меньше говорят, но мыслят нестандартно, интересно | Лучше развита речь, но мышление более однотипно |
Поисковая деятельность.
Мы уже говорили о том, что у детей, и особенно у мальчиков, сильно развита потребность в поисковой деятельности, которая требует ухода от комфортных условий. Они лазают на чердаки и в подвалы, убегают с детских площадок, осваивают новые территории, тянутся ко всему новому, придумывают рискованные игры. Дети как бы сами создают себе ситуацию, вызывающую первую фазу стресса. А, как известно, поисковая деятельность лежит в основе творчества |
Выдвигают новые идеи, лучше решают принципиально новые задачи | Лучше выполняют типовые задачи |
Нахождение словесных ассоциаций (поисковые задания) | Лучше | Хуже |
Период врабатываемости | Медленно набирают нужный уровень работоспособности | Быстро набирают работоспособность |
Развитие памяти | Длится достаточно долго | Завершается рано.
Больше опираются на механическое запоминание |
Утомление | Страдают левополушарные процессы (речевое мышление, логические операции) | Страдают правополушарные процессы (образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие) |
Качество выполнения заданий, тщательность, проработка деталей | Низкое | Высокое |
Скорость чтения | Ниже | Выше |
Правописание | Хуже | Лучше |
Поведение ребёнка при ответе на уроке, при общении | Смотрят не научителя, больше нацелены на информацию | Смотрят в лицо учителю, улавливают малейшие оттенки его мимики, моментально корректируют свой ответ. Нацелены на общение |
Добрые слова (которые нравятся самим детям) | Водитель, десантник, банкир, «Мерседес» и пр. Почти нет уменьшительно-ласкательных слов | Чаще всего уменьшительно-ласкательные слова: солнышко, мамочка и пр. Тематика позитивных слов больше |
Рисунки детей | Танки, самолёты, человек – паук | Дом, цветы, животные, человек! |
Нарушения речи | Бывают чаще и тяжелее.
Часто у детей с нарушениями речи способность к организации образной информации представлена в обоих полушариях |
Бывают реже. Возможно, это связано с тем, что у них предполагается наличие дополнительных речевых центров в и правом полушарии |
Адаптация к неадекватному педагогическому воздействию | Адаптируются хуже, стараются не подчиниться | Адаптируются лучше |
Этот, далеко неполный перечень различий мальчиков и девочек, убедительно свидетельствует о том, что взрослым при общении с детьми, при развитии их речи необходимо учитывать не только индивидуальные, но и половые особенности каждого ребёнка.