Родительский университет: «Как уберечь подростка от насилия»

Каждому человеку, независимо от его возраста, хочется думать и верить, что в своей семье мы, как в надежном убежище, сможем укрыться от стрессов и перегрузок нашего беспокойного мира. Что бы ни угрожало нам вне дома, надеемся найти защиту и поддержку в любви тех, с кем мы поддерживаем самые близкие отношения. Именно поэтому так важно выстраивать доверительные взаимоотношения с ребёнком. Доверяя Вам, он не будет бояться рассказать о своих увлечениях, своём опыте или же о своих новых друзьях. Так Вы сможете знать, чем дышит Ваш ребенок и вовремя рассмотреть проблему, а соответственно и помочь ему в решении данной проблемы.

Однако для многих людей желание обретения семейного покоя оказывается невыполнимым, так как их близкие являются скорее источником угрозы, чем надежности и безопасности. В такой ситуации самыми незащищенными и уязвимыми остаются дети. Некоторые родители могут применять физическое наказание, по отношению к детям, ссылаясь на свой опыт: «Меня родители ремнём били и ничего страшного не случилось». Но тут важно помнить, что ребенок это не прямое отражение родителя и что все люди разные. Одни могут стойка пережить полученные травмы, а другие приобрести множество психологических проблем, которые они будут решать большую часть жизни.

Такая же ситуация с психологическим насилием. Иногда взрослые зрелые люди могут допускать себе выражения, которые для них не сильно жестокие, но ребенок при этом может запомнить сказанное надолго. Например, когда одной девочке было 11 лет, она начала ревновать родителей к собственной сестре, считая, что те уделяют той больше внимания. Написала записку и оставила на видном месте. Когда родители прочитали её, они её пристыдили за безграмотность и не красивый почерк. Родители забыли об этом случаи уже через день, но девочка носила обиду десятилетиями. Настолько сильно данное поведение ранило её, когда ей было ещё 11 лет.

Таким образом родители могут оказать негативное влияние на развитие ребенка сами того не подозревая.

Дети, с которыми плохо обращаются, могут страдать во многих отношениях. Маленькие дети подвергаются особому риску: они часто испытывают трудности в учебе, как правило, у таких детей занижена самооценка, они плохого мнения о себе и об окружающих, часто бывают напуганы и агрессивны.

Дети не могут понять, что насилие или пренебрежение — не их вина, зачастую они считают, что делают что-то неправильно и заслуживают такого отношения к себе. В такой ситуации обязанность взрослых — защитить ребенка, попавшего в подобную ситуацию.

Необходимо выделить три вида жестокого обращения с детьми:

физическое насилие — это любое неслучайное нанесение повреждения ребенку. Как правило, физическое насилие над ребенком заметить проще всего. Оно включает в себя нанесение побоев, избиение, причинение любых физических страданий. В таких случаях, на теле ребенка можно увидеть следы побоев, синяки, кровоподтеки и порезы, переломы и другие следы на теле ребенка, которым так же могут сопутствовать внутренние повреждения органов и тканей;

сексуальное насилие — это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения;

психологическое жестокое обращение включает в себя психологическое пренебрежение — последовательную неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность. Психологическое жестокое обращение включает в себя хронические модели поведения, такие, как унижение, оскорбление, высмеивание ребенка.

Ребенок, познавший человеческое насилие и растущий в атмосфере, насыщенной гневом и болью, стремится изолироваться от общества и может проявлять в своем поведении повышенную агрессивность. Такого ребенка отличает повышенная рассеянность на занятиях, ребенок испытывает трудности в обучении и воспитании по сравнению с детьми, выросшими в нормальной обстановке, плохо контролирует свои поведение и эмоции, неуверенно чувствует себя в обществе. Чтобы избежать плохого отношения к себе, ему нередко приходиться быть чрезмерно уступчивым, так же у него развиваются невротические черты и проблемное поведение.

Общее физическое и психическое развитие отличается от развития сверстников, воспитывающихся в нормальных условиях. У ребенка отмечается замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, пониженная познавательная активность, отставание развития речи, задержка психического развития, отсутствие навыков общения, конфликты во взаимоотношениях со сверстниками.

Наиболее отчетливо у ребенка проявляются недостатки развития эмоциональной сферы. Он с трудом различает эмоции взрослого, имеет ограниченную способность понимать как другого, так и себя.

Типичным недостатком развития в дошкольном возрасте является нарушение самостоятельности. Ребенок с трудом представляет свое будущее, ориентирован только на ближайшее будущее — поступление в школу, учение. Скудость, ограниченность чувственного опыта ребенка, воспитывающегося в атмосфере насилия, отрицательно сказывается на формировании его мышления и восприятия.

В семье, где принято жестокое отношение к детям, часто есть ребенок — мишень, на которого сыплются все шишки (вспомните, не так ли редко слышим мы сетование родителей «все дети как дети, а этот…Откуда такой взялся: Чего ему не хватает?».) Его считают особенным, отличающимся от других, либо слишком активным, либо чересчур пассивным и т.д., и он становится объектом агрессии членов семьи.

Нередки случаи, когда ребенок может напоминать о ненавистном родственнике («Весь в отца, такой же…» -далее идет перечисление всех «достоинств» отца), являться любимчиком одного из родителей («Вот бери пример со своего брата(сестры), они, в отличие от тебя…»), может иметь недостаток, который раздражает его мучителя («До чего он у меня бестолковый, никак на пятерки учиться не хочет!»), иметь физические и умственные недостатки («Конечно, куда ей – за ребятами угнаться, такая толстуха неповоротливая!» А уж такое клеймо на ребенке, который в силу своих способностей имеет слабые результаты успеваемости, как «идиот», «дебил», увы, достаточно прочно вощли в сферу детско-родительских отношения).

Необходимо также выделить критическую ситуация или стечение обстоятельств, возникающие в жизни взрослых, которые часто вызывают вспышки жестокого поведения. К ним можно отнести: потерю работы, разлуку с любимым человеком, смерть, нежелательную беременность или другое событие принципиально важное для взрослого.

В таких случаях свою досаду, огорчение, боль, обиду очень хочется выплеснуть, чтобы не носить ее внутри и зачастую объектами для такого «впитывания негатива» становятся близкие люди, в том числе – дети, которые всегда рядом.

К сожалению, модель домашнего насилия, как правило, передается от одного поколения другому. Строгие наказания обычно не считают насилием по отношению к детям, а рассматриваются в качестве семейной традиции.

Очень часто причиной жестокого отношения к ребенку является недостаток элементарных знаний о детском развитии. Ожидание, что двухмесячный ребенок отреагирует на наказание, а в шесть месяцев сможет следить за своим мочевым пузырем или стулом, наивно, так как ребенок не может контролировать эти процессы ни физиологически, ни психически. Не зная этого, родители могут наказать ребенка.

Все это создает дополнительное напряжение в семье, укрепляет чувство собственной несостоятельности как родителя и вызывает реакцию со стороны родителей, выражающуюся в насилии над ребенком и пренебрежении по отношению к нему.

Существуют элементарные правила для родителей, помогающие защитить ребенка от жестокого обращения:

*Прислушивайтесь к своему ребенку. Не отворачивайтесь и не отмахивайтесь ни от его проблем, ни от простого обращения ребенка к вам, пусть по даже самому элементарному вопросу.

*Пусть ребенок знает, что он может с уверенностью говорить с вами о чем угодно. К большому сожалению, доверие детей к родителям становится все более редким явлением в семьях.

*Познакомьтесь с друзьями своего ребенка и членами их семей. Этим вам удастся показать ребенку свою заинтересованность его жизнью.

*Познакомьтесь со всеми взрослыми, которые общаются с вашим ребенком: воспитателями в детском саду, учителями, нянями.

*Попросите членов семьи или друзей помочь вам, если вы не справляетесь или устали. Изучите методы борьбы со стрессом.

*Найдите информацию в интернете о здоровом образе жизни, помощи детям.

*Обратитесь за помощью в психологические службы или по телефону доверия, если вы подвергаетесь насилию.

*Научитесь распознавать признаки насилия и пренебрежения (например, ребенок может отставать в развитии, плохо расти, быть грязным, неопрятным или нездоровым, может проявлять агрессию, быть подавленным, тревожным).

Добавить комментарий