Нет родителей, которые бы не желали детям добра. Они волнуются за будущее детей, искренне желают им счастья и хотят помочь в выборе профессии. Но иногда, желая всего самого лучшего, родители могут совершать ошибки. И эти ошибки порой весьма неприятно сказываются на судьбе детей. Одной из ошибок может стать неумеренная переоценка способностей своих сыновей и дочерей. Казалось бы, именно родители имеют наиболее полное представление о склонностях и способностях детей, могут сопоставлять желания детей с их реальными возможностями. А в действительности иногда бывает, что родители не сумели найти свое место в жизни, свою работу, полюбить ее. И вот стараются осуществить собственную мечту в своих детях, навязывая им дело, которым не пришлось заниматься самим. Некоторые родители, проявляя бурную заботу о “выгодном”, “удобном”, “беспроигрышном” устройстве своих сыновей и дочерей в их взрослой жизни, настаивают, чтобы они выбрали престижную, по их мнению профессию, это, а не другое место учебы. Они уверены, что они, родители, как никто, знают, что нужно их ребенку, что для него лучше. И часто ошибаются, действуют вопреки его подлинным интересам. Любой ценой пытаясь достичь заветной цели, они порой заставляют ребенка отказываться от “своего” выбора. И если смогут уговорить, то чаще всего результат получается точно такой же, как у них не сложилось, не удалось.
Подростки чрезвычайно нуждаются в помощи, совете, но в то же время они считают себя уже взрослыми и не терпят диктата, давления. В последнем случае может возникнуть психологический бунт, проявляемый либо в форме конфликта с родителями, выражающегося в стремлении поступить “назло”, хотя, порой, и против своих интересов, либо в форме полнейшего смирения с волей родителей, что ведёт к появлению апатии.
Среди условий успешного взаимодействия родителей с ребенком можно выделить следующее:
- Необходимо знать интересы и потребности ребенка;
- Уметь ставить общие цели и грамотно их достигать через сотрудничество со своим ребенком;
- Общаться с ребенком постоянно и естественно, чтобы в момент обсуждения темы профориентации, ребенок чувствовал себя комфортно;
- Уметь чувствовать ребенка, быть готовыми и способными к сопереживанию, становиться на позицию ребенка, видеть в нем личность со своими взглядами и интересами;
- Уметь управлять собой, своим поведением, чувствами, исключить во взаимоотношениях с детьми грубость, авторитарность, назидательность, панибратство;
- Уметь требовать, поощрять и наказывать так, чтобы не провоцировать протест.
Что же можно посоветовать детям, решающим вопрос “Кем быть?”, как предостеречь их от ошибок в выборе профессии?”
Говорят, на ошибках учатся. Еще говорят, лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих. Остановимся подробнее на наиболее часто встречающихся причинах, приводящих к неправильному выбору профессии. Их можно условно разделить на три группы:
1 из них — недостаточная информированность о профессиях.
В ходе исследования осведомлённости детей о различных профессиях была выявлена проблема: дети называют всего около 20 профессий в то время, как их рассчитывается около 40 тысяч. Также им сложно охарактеризовать названные профессии. Хотят быть бухгалтерами, но дальше фразы “бухгалтер начисляет зарплату” их представления об этой профессии не идут. Выбирают профессию юриста и не могут сказать, чем он занимается. Некоторые родители и сами могут испытывать сложности в характеристики той или иной профессии. Именно поэтому необходимо найти и прочитать вместе с ребенком специальную литературу о заинтересовавшей профессии, поговорите с человеком этой профессией, посетите вместе учебное заведение, где готовят этих специалистов, узнайте о перспективах трудоустройства и профессионального роста. Проанализируйте вместе с ребенком все плюсы и минусы. В ходе данного анализа ваш ребенок станет думать о своем выборе гораздо реалистичнее.
2 группа ошибок связана с незнанием себя, своего здоровья, способностей, с неумением соотнести их с требованиями профессий. Для правильного выбора профессий необходимо в правильно оценивать свои слабые и сильные стороны, реально оценить способности. Во многих случаях школьники неадекватно оценивают свои способности. К нежелательным последствиям приводит как их переоценка, так и недооценка. В первом случае это может привести к негативным результатам на вступительных экзаменах или во время учебы в ВУЗе. Во втором, вместо желаемой специальности, получение которой связано с прохождением большого конкурса, нередко выбирают другую, более надежную с точки зрения попадания в ВУЗ. Разобраться в себе, свои личностных особенностях, реально оценить способности – для подростков это бывает трудной задачей, им необходим совет знающего их человека, и, прежде всего, родителей.
3 группа ошибок: Незнание самих правил выбора профессий. Выбирать по душе надо не только профессию, но и связанный с нею образ жизни и подходящий вид деятельности. Для одних профессий необходимо усидчивость, для других характерен постоянный риск. Один человек не терпит монотонности, другой не выносит суеты. Все это надо учитывать. Нельзя относиться к профессии, как к чему-то вечному, неизменному. Не надо поддаваться рекламным стереотипам, необходимо узнать не только о плюсах профессий, но и о минусах. Не может быть надежным и мотивированным выбор профессии или место работы за компанию с друзьями, одноклассниками. Многие подростки после девятого класса идут в десятый из-за неосознанной боязни расстаться с привычным окружением, многие не могут ясно определить свое будущее и тянуться к тем, кто увереннее и смелее делает выбор. Получается, что выбирают не свою профессию, а профессию друга. Распространенная ошибка как школьника, так и их родителей – автоматически перенос интереса к школьному предмету на будущую профессию, когда уверенную девятку по какому-то из школьных предметов считают единственным и достаточным условием успешного выбора профессии. Одно дело любить книги, и совсем другое – быть учителем без педагогических способностей.
Как помочь подростку?
Важно сделать цели ребенка более конкретными. Помочь поставить цель, сформулировать задачи, то есть решить как именно эта цель будет достигнута. Каждый шаг должен быть конкретным и достигаемым. Такое планирование поможет поверить, что профессия мечты реальна и что ребенок способен к этой мечте прийти. Конечно же важна и психологическая поддержка ребенка, которую можно выражать в вере что у него всё получится и он сможет достичь свою цель.