История 56-го ракетного полка

     Ракетные соединения в Вооружённых Силах СССР начали формироваться  в далеком 1946 году. Первым ракетным соединением стала 1-я бригада особого назначения Резерва Верховного Главнокомандования (БОН РВГК), сформированная в июне 1946 года под руководством генерал-майора артиллерии А.Ф. Тверецкого.  

      В 1950-1953 годах в Вооружённых Силах СССР дополнительно были сформированы ещё пять БОН РВГК под командованием полковника М.Г. Григорьева, генерал-майора артиллерии П.В. Колесникова, полковников Т.Н. Небоженко, М.Е. Шубного и М.М. Чумака.

      В марте 1953 года все БОН РВГК были переименованы в инженерные бригады РВГК и с декабря 1956 года имели на вооружении ракетные комплексы с ракетой Р-5М (8К51) с дальностью стрельбы 1200 км.

     США на это же время уже имели одноступенчатую жидкостную РСД «Тор» с моноблочной ГЧ и с ядерным боезарядом с дальностью стрельбы 2800 км. В 1957 году правительством США и Великобритании было решено разместить на территории Соединённого Королевства 60 таких ракет.

      Такая ситуация сохранялась до тех пор, пока в середине 1959 года СССР не приступил к развёртыванию вдоль своей западной границы нового ракетного комплекса с ракетой  Р-12 (8К63), позволяющего нанести гарантированный ракетный удар по Западной Европе, Англии и Скандинавии.

      Всего к концу 60-х годов было развёрнуто около 500 ракет: Украина, Прибалтика, Белоруссия, Северный Кавказ, Кольский полуостров, Средняя Азия, Западная Сибирь, Чукотка.

      В течение 1959 года в Вооружённых Силах СССР было сформировано 10 инженерных бригад РВГК и более 20 инженерных полков РВГК, половина из которых входила в состав Дальней авиации ВВС. Сложилось так, что ими руководили «параллельно» две структуры — Штаб реактивных частей (в который входили бригады РВГК) и штаб ВВС (в который входили ракетные соединения и части, созданные в воздушных армиях Дальней авиации).

      Было очевидно — дальнейшее развитие структур различного подчинения в составе Вооружённых Сил становилось крайне затруднительно. Поэтому, совместным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 1384-615 от 17 декабря 1959 года был создан новый вид Вооруженных Сил СССР — Ракетные войска стратегического назначения.

      Все соединения и части обеих структур были переданы в подчинение штаба этого нового вида Вооружённых Сил. Законодательно это решение было закреплено 4 января 1960 года на сессии Верховного Совета СССР.

       Главнокомандующим Ракетными войсками — заместителем министра обороны был назначен главный маршал артиллерии М.И. Неделин, первым заместителем ГК РВ — генерал-лейтенант танковых войск В.Ф. Толубко, начальником Главного штаба — заместителем ГК РВ — генерал-лейтенант артиллерии М.А. Никольский.

      В 1959-1960 годах на территории Брестской, и в других областях в Белоруссии для  ракетных полков в том числе и для 56 ракетного полка проводится тщательная рекогносцировка позиционных районов.

      Широким фронтом разворачиваются проектно-изыскательские и астрономо-геодезические работы. Скрытно команды под различными легендами, обследуют лесные массивы, грунты, дороги, системы электроснабжения для привязки будущих стартовых позиций.

      «Строительство БСП (Боевая стартовая позиция) для 56 ракетного полка и РТБ требовало больших материальных средств. В дивизии для руководства этими работами в полках был создан Отдел капитального строительства (ОКС) во главе начальника майора Буткевича, заместителя капитана Малашевского, 4-х инженеров-инспекторов и 2-х бухгалтеров, а в полку был назначен внештатный инженер-инспектор старший лейтенант Кузнецов в последствии он возглавил в полку службу ИТС (инженерно-техническая служба).

      Начиная  с весны 1960 года, на строительных объектах будущего полка трудятся десятки сотен как военных так и гражданских строителей, монтажников и специалистов наладочных организаций подчиненных подрядной организации УНР -351 (Управление начальника  работ) войсковая часть 11833 начальником которой был полковник Фридман, управление которой размещалось в здании на углу улиц Ленина и Советской в г. Пружаны. Прорабами в строительстве объектов на БСП полка были старшие лейтенанты Шевчук А.Е. и Кравчук В.И.

       При  размещении  БСП,   кроме   стратегических  требований, уделялось  большое  внимание  возможностям  максимального  скрытия истинного   характера   проводимых  работ и сокращения ущерба народному хозяйству.  В большинстве случаев объекты располагались в труднодоступных и болотистых лесных массивах.  Сроки  строительства и даты  ввода БРК  в  эксплуатацию были определены  ЦК  КПСС  и Советом Министров  СССР;  состав пусковых комплексов   определялся   приказом  Министра   обороны,   им  же назначался состав Государственных комиссий   по   их приемке  в эксплуатацию.

      В состав пусковых комплексов, наряду с боевыми сооружениями и системой ограждения, включались здания казарменной   зоны   с целью обеспечения минимальных условий размещения личного состава. Как правило, это были сборно-щитовые казармы, столовые, здания штабов дивизионов и полка и другие здания, рассчитанные для временной эксплуатации.

      В процессе строительства  осуществлялась непрерывная маскировка  строительства  боевых  площадок,  легендирование  или искажение их  истинного назначения,   контроль  осуществлялся фотографированием  с  воздуха   с  применением  в   том  числе  и искусственных спутников Земли.

      После   выполнения  основных  объемов   работ   по  вводу  в эксплуатации БСП началось строительство систем связи и боевого управления,  командных пунктов и узлов связи,  станций выгрузки и других объектов боевого обеспечения дивизии.

  Дальнейшая  длительная  эксплуатация  сооружений показала надежность  их  конструкций.

      В  период строительства  БСП и, особенно,  после их завершения было  развернуто  интенсивное строительство  зданий  и сооружений жилищного и культурно-бытового назначения в городе Пружаны и военном городке Засимовичи, обустройство казарменного фонда, создание нормальных условий для  несения боевого дежурства, обеспечение жильем семей военнослужащих.

      В полку велась напряженная учеба, реконструируются и приводятся в порядок объекты учебно-материальной базы и тыла, автопарки, дороги. Из личного состава полков создаются команды для  участия в строительстве стартовых позиций, проведения маскировочных работ, ведется надзор за их ходом и качеством. Особенно активно в этих мероприятиях участвует личный состав инженерно-технического взвода, которые своей тяжелой службой обеспечивали постановку полка на боевое дежурство.

      В 1960 г. начато строительство БСП 56 рп, для 2-х дивизионов в отрогах Беловежской пущи. Для 1-го дивизиона в 6-ти км южнее от городского поселка Шерешево, для 2-го   дивизиона  в 3-х км. западнее  населенного пункта Ясень.

     На основании Директив МО СССР №орг/9/59215 от 05.04.1961 г., ГШРВ №644682 от 13.04.1961 года и Приказа Командующего 50 РА №31/00780 от 18.04 1961 года, к 1 сентября 1961 г. был сформирован 56 ракетный полк  (войсковая часть 75413)

по штату №6/84 численность:
офицеров —                    286;
сержантов —                   307;
солдат —                        1204;
рабочих и служащих —     29.

      С пунктом дислокации  военный  городок  Засимовичи,  Пружанского района, Брестской области, на фондах расформируемого 163-го гвардейского истребительного Феодосийского Краснознаменного ордена Суворова авиационного полка.

      Одновременно с формированием полка на основании вышеуказанных директив и приказа формировалась и 1692 ремонтно-техническая база РТБ (войсковая часть 78411), командир  Шульга М.К,  по штату 6/97

офицеров —                    125;
сержантов —                    67;
солдат —                         157;
рабочих и служащих —     1.

      С пунктом дислокации  военный  городок  Засимовичи,  Пружанского района, Брестской области.

      На вооружение полка поступили  баллистические  ракеты средней дальности Р-12 (8К63).

      Местное население догадывалось, примерно, что за новая воинская часть стала располагаться рядом с ними, хотя явно и не показывало этого. Как не старались, трудно было скрыть ночное передвижение крупногабаритной техники вблизи населённых пунктов. В первое время, при прохождении техники, даже заставляли местное население закрывать и занавешивать окна, выходящие на дорогу, и запрещено было появляться на улице. В полку всеми мерами пытались скрыть принадлежность части, оправдать форму одежды. С самого начала в полку была введена лётная форма одежды. Это потом, она стала единой для всех — зелёной.

            Легенда прикрытия: авиационные мастерские.

      Вот, как вспоминает об этом майор Евтушенко Д.А.:  «Еще раньше, летчики, прилетая с заданий, рассказывали о великой стройке в Шерешевском лесу. Мы, конечно же, и не подозревали, что эта стройка — прелюдия нашего конца. И я, душой технарь, записан в штат зампотеха (заместитель по технической части) командира 6-ой батареи капитана Борисенко Якова».

      Серьёзные трудности возникали в процессе комплектований подразделений солдатами и сержантами. Надо вспомнить — шёл 1961 год — когда в 1960 г было постановления Правительства СССР о сокращения армии и флота на 1 млн. 200 тысяч человек. В расформируемых частях резко упала воинская дисциплина, офицеры находились в «подвешенном состоянии», солдаты и сержанты были представлены сами себе. Командиры частей, несмотря на серьёзные предупреждения сверху, отправляли в первую очередь наиболее недисциплинированных солдат. Неравномерным было и количество рядовых и сержантов по годам службы.

    Первым командиром ракетного  полка был полковник Рыбачук Иосиф Владимирович. Ему довелось командовать в самое сложное время — время становления полка и постановки его на боевое дежурство.

      В 1963 году в Вооружённых Силах был организован приём на военную службу женского контингента. В полк прибыло около 70 человек в возрасте 19-23 лет из военкоматов Брестской области. Все они прошли курс молодого бойца в военном городке Засимовичи, приняли присягу и были распределены в штабы, на пункты связи, медпункты и в тыловые службы.

       К июлю 1963 г. ЗПР были подготовлены. К этому времени стартовые батареи уже были укомплектованы сборно-разборными стартовыми площадками СП-6 и кранами К-61 для их установки (по два крана на дивизион). В каждом дивизионе в ОПР была оборудована учебная площадка для тренировок стартовых батарей по установке СП-6 и пусковых столов.

      Одновременно с этим в службу главного инженера полка вводится ремонтная мастерская (РМ-61). И на её базе формируются ремонтно-технические подразделения, на которые возлагались задачи по освоению технического обслуживания и ремонта агрегатов ракетной техники.

      Личный состав РМ-61 размещался на БСП 2-го дивизиона, вместе с батареей подвоза.

Инструктаж дежурной смены охраны и обороны

      От традиционных способов охраны, с назначением караулов от стартовых батарей, перешли к охране караулами, назначаемыми от рэзм. Изменилась и сама система охраны. Если в первые годы в качестве ограждения по периметру БСП были установлены обычные заборы из 12 нитей колючей проволоки, а затем и система «Сосна», то в 1964 г. проводились многочисленные мероприятия по качественному усилению охраны и обороны БСП. Караульные помещения были приспособлены к ведению боя, появились стационарные убежища для личного состава, созданы инженерные заграждения с техническими средствами поражения. По периметру БСП, в пределах видимости друг друга (по секторам), были оборудованы огневые точки, которые занимались личным составом батарей при занятии высших степеней боевой готовности. На подступах к БСП выставлялись дозоры и патрули.

          В конце года, в результате реализации предложений комиссии ГКРВ, сделанных в 1963 г. в ходе проведения на 4 ГЦП испытаний по многократной заправке боевой ракеты в войска поступила учебно-тренировочная ракета (УТР) Р-12Д, которая, по сути, являлась имитатором ракеты Р-12, позволяющая проводить многократные заправки и сливы КРТ.

     12 января 1965 года Главнокомандующим РВСН был введён Боевой устав Ракетных войск.

      17 октября 1967 г. в РВ был введён единый для ракетных подразделений, вооружённых ракетами средней дальности, Боевой устав (дивизион рсд и сборочная бригада).

      С 12 октября 1967 г. на основании «Закона о всеобщей воинской обязанности» срок действительной воинской службы для солдат и сержантов Советской Армии устанавливался 2 года. Призывной возраст для рядового состава снижался до 18 лет. Перед командованием полка стояла задача: в течение 2-х лет перейти с 3-х годичного на 2-х годичный срок службы личного состава срочной службы. Надо было за 2 года уволить и принять 1500 человек.

      В целях воспитания героических и боевых традиций воинского прошлого Приказом Министра обороны СССР от 5 января 1976 года Павел Константинович. Бабайлов навечно зачислен в списки личного состава 2-й батареи 56 гвардейского ракетного Феодосийского Краснознамённого ордена Суворова полка.

У этой записи 4 комментариев

  1. Сергей

    Павел Константинович. Бабайлов был навечно зачислен в списки личного состава 3-й батареи 56 гвардейского ракетного Феодосийского Краснознамённого ордена Суворова по

  2. Кистенёв Александр 1973-1975г.г. ББО Геовзвод +7 918 219 4085

    От себя лично и моих однополчан выражаю огромную благодарность Грицук Зинаиде Ивановне за внимание и помощь!

    1. Яков Рыжков

      Спасибо создателям музея
      Рыжков Яков 1974-1976г.г. РЭЗМ тел: +38 0682395119

  3. Кистенёв Александр 1973-1975г.г. ББО Геовзвод

    Отличный материал! Спасибо создателям музея.

Добавить комментарий