Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

Рекомендации учителям и родителям ребенка с СДВГ

Ребёнок с СДВГ – какой он?

  • Невнимательный
    • С трудом удерживает внимание во время выполнения школьных заданий и во время игр
    • Часто допускает ошибки из-за небрежности
    • Часто складывается впечатление, что ребенок не слышит обращенную к нему речь
    • Часто оказывается не в состоянии придерживаться инструкции к заданию, не доводит дела до конца
    • Ему сложно самому организовать себя на выполнение задания
    • Часто теряет свои вещи
    • Легко отвлекается на посторонние стимулы
  • Гиперактивный
    • Наблюдаются частые беспокойные движения, ребенок крутится, вертится, что-то теребит в руках и т.п.
    • Часто встает со своего места на уроках или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте
    • Проявляет бесцельную (только чтоб выплеснуть энергию) двигательную активность: бегает, прыгает, пытается куда-то залезть и т.д.
    • Обычно не может тихо, спокойно играть, заниматься чем-либо на досуге.
    • Часто бывает болтливым
  • Импульсивный
    • Часто отвечает на вопросы, не задумываясь и выслушав их до конца.
    • Обычно с трудом дожидается своей очереди в разных ситуациях
    • Часто на уроке не может дождаться, пока его спросит учитель и выкрикивает с места.
    • Часто мешает другим, вмешивается в игры или беседы.

     Если вы наблюдаете у ребенка 5 и более признаков невнимательности из перечисленных выше и 5 и более признаков гиперактивности и импульсивности, причем они устойчивы во времени (сохраняются на протяжении как минимум 6 месяцев) и в ситуации (то есть проявляются и в школе, и дома), то с большой долей вероятности можно говорить о наличии у этого ребенка СДВГ. А значит, для успешного обучения и развития он требует ОСОБОГО подхода с Вашей стороны!

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ И РОДИТЕЛЯМ РЕБЕНКА С СДВГ

       Прежде всего, помните, гиперактивность ребенка с СДВГ – не поведенческая проблема, и не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справится с которыми самостоятельно не может. Поэтому проблему нельзя решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями или убеждением: наказания, замечания, окрики не приведут к улучшению поведения такого ребенка, а скорее ухудшат его.

Рекомендации родителям:

  • проявляйте достаточно твердости и последовательно­сти в воспитании;
  • избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку;
  • выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
  • уделяйте ребенку достаточно внимания;
  • не допускайте ссор в присутствии ребенка.
  • установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи, учите ребенка четкому планированию своей деятельности;
  • оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
  • избегайте по возможности больших скоплений людей; во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
  • придумайте гибкую систему вознаграждений за хоро­шо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, за­вести дневник самоконтроля;
  • не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;
  • чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к от­рицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактив­ные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;
  • составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ; постепенно расширяйте обязанности, предваритель­но обсудив их с ребенком;
  • поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие кон­центрации внимания (например, работа с кубиками, раскра­шивание, чтение)
  • давайте ребенку возможность расходовать избыточную энер­гию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе — длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
  • старайтесь не давать ребенку дополнительных умственных нагрузок, в начальных классах не рекомендуется посещение художественной, музыкальной школ, различных кружков, рекомендуется, наоборот, посещение спортивных секций, особенно детям с СДВГ полезна гимнастика и плавание.

     Помните о том, что гиперактивность, присущая детям с синд­ромом дефицита внимания, хотя и неизбежна, но может удер­живаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

     Рекомендации учителям:

  • старайтесь работу с гиперактивным ребенком строить индивиду­ально, оптимальное место в классе для гиперактивного ре­бенка — первая парта напротив стола учителя или в сред­нем ряду.
  • не забывайте включать в урок физкультмину­тки;
  • разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце класса или выходить в коридор;
  • направляйте энергию гиперактивных детей в полез­ное русло: вымыть доску, раздать тетради и т.д.
  • давайте задания в соответствии со способностями ре­бенка;
  • большие задания разбивайте на последовательные ча­сти, контролируя каждое из них;
  • не давайте сложных, многоуровневых инструкций, ребенок с СДВГ способен удержать в памяти и внимании только одно-два действия.
  • для улучшения организации учебной деятельности ребенка ис­пользуйте простые средства — планы занятий в виде пикто­грамм, списки, графики, часы со звонком.
  • создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребе­нок может показать свои сильные стороны и стать экспер­том в классе по некоторым областям знаний;
  • объясняйте родителям и окружающим, что положи­тельные изменения наступят не так быстро, как хотелось бы;

    Помните о том, что гиперактивность, присущая детям с синд­ромом дефицита внимания, хотя и неизбежна, но может удер­живаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

Добавить комментарий