Роль родителей в профилактике суицидального поведения подростков

   Спецификой подросткового и юношеского возраста является повышенная чувствительность, усиливающаяся трудностями периода неопределенности и вхождения во взрослую жизнь. Зачастую это способствует тому, что в кризисной ситуации молодой человек может выбирать добровольный уход из жизни как наиболее «легкий» способ ее разрешения.   Причины обычно тесно связаны с проблемами в ближайшем окружении. Не зная, как повлиять на членов семьи или окружающих, ребенок задумывает самоубийство. Суицид может быть и средством выхода самого человека из непереносимой ситуации.
Одним из многих факторов, которые могут подтолкнуть уязвимого человека к совершению самоубийства, нередко оказывается широкое освещение самоубийств в СМИ, сетях интернета (подробное описание убийств на страницах газет, журналов; многочисленные сюжеты фильмов; конкретные инструкции в интернете).
Самое страшное это онлайн группы, о которых мы уже все слышали. Таких групп, к
сожалению очень много! Устраняя одну, появляется 2 и более. Риску суицида подвержены дети и подростки с определенными психологическими особенностями:
-эмоционально чувствительные, ранимые;
— настойчивые в трудных ситуациях и одновременно неспособные к компромиссам;
— негибкие в общении (их способы взаимодействия с окружающими достаточно однотипны и  прямолинейны);
—  склонные к импульсивным, эмоциональным, необдуманным поступкам;
— склонные к сосредоточенности на эмоциональной проблеме и к формированию сверхзначимого отношения;
— пессимистичные;
— замкнутые, имеющие ограниченный круг общения.
Мотивы и поводы суицидального поведения
Основными мотивами и поводами для суицидального поведения могут быть:
1. Личностно-семейные конфликты:
 несправедливое отношение (оскорбление, унижение, обвинение) со стороны родственников и окружающих;
 потеря близкого друга, болезнь, смерть родных;
 препятствия к удовлетворению актуальной потребности;
 несчастная любовь;
 недостаток внимания, заботы со стороны окружающих.
2. Психическое состояние. Две трети суицидов совершаются в непсихотических состояниях по вполне реальным мотивам и поводам, и лишь треть в состоянии психоза с бредовыми идеями.
3. Физическое состояние. Такое решение чаще всего принимают больные с онкопатологией,  туберкулезом, сердечно-сосудистыми заболеваниями. При этом суицид совершается на этапе неуточненного диагноза.
4. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента:
 боязнь наказания или позора;
 самоосуждение за неблаговидный поступок.
5. Конфликты в профессиональной или учебной сфере:
 несостоятельность, неудачи в учебе или работе;
 несправедливые требования к выполнению профессиональных или учебных обязанностей.
6. Материально-бытовые трудности.
Как понять, что ребенок решился на самоубийство
Если ребенок всерьез задумал совершить самоубийство, об этом обычно нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.
1. Словесные признаки.
Подросток часто размышляет о своем душевном состоянии, при этом:
 прямо и явно говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше
жить»;
 косвенно намекает о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого обузой»; «Тебе
больше не придется обо мне волноваться»;
 много шутит на тему самоубийства;
 проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
2. Поведенческие признаки.
Подросток может:
 раздавать вещи, имеющие для него большую личную значимость, другим людям;
приводить в порядок дела; мириться с давними врагами;
 демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:
— в еде — есть слишком мало или слишком много;
— во сне — спать слишком мало или слишком много;
— во внешнем виде — стать неряшливым;
— в привычках связанных с обучением — пропускать занятия, не выполнять домашние
задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость;
— находиться в подавленном настроении;
—  замкнуться от семьи и друзей;
—  быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру;
— ощущать то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;
—  проявлять признаки беспомощности, в поступках ощущается безнадежность.
3. Ситуационные признаки.
Подросток может решиться на самоубийство, если он:
—  социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя
отверженным;
—  живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье — в отношениях с родителями
или родителей друг с другом; алкоголизм — личная или семейная проблема);
—  ощущает себя жертвой насилия — физического, сексуального или эмоционального;
—  предпринимал раньше попытки суицида;
—  имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;
—  перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);
—  слишком критически настроен по отношению к себе.
Как разговаривать с подростком, если вы заподозрили близящийся суицид
— Ни в коем случае не критиковать поведение или поступки ребенка. Можно аккуратно и
спокойно проконстатировать: «Ты стал очень закрытым. Не хочешь ни с кем разговаривать».
— Попытаться объяснить, что нет такой проблемы, которую нельзя решить. Вместе подумать, что же можно сделать в данной ситуации.
— Прислушиваться к каждому слову ребенка — попробовать заново осмыслить те или иные (даже дерзкие и наглые) фразы, что вы, возможно, уже слышали раньше.
—  Сохранять спокойный тон, что бы ни случилось.
—  Первое и главное правило, предотвращающее подростковый суицид, — доверительные, искренние отношения в семье.
Понимание — это лучшее лекарство от суицида.

Рекомендации родителям
 Учить ребенка принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: «Что будет, если…»;
 Воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
 Не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы;
 Обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов;
 Для предупреждения самоубийств необходимо воспитание в детях чувства собственного  достоинства. Важно, чтобы ребенок ощущал себя личностью, уважал себя, свои взгляды, решения, учился чувствовать свою индивидуальность и общность с другими, ценить неповторимость и бесконечное многообразие жизни.
 Старайтесь внушать ребенку оптимистический настрой, вселяйте в него уверенность, показывайте, что он способен добиваться поставленных целей.
 Вместе проводите время: спорт, отдых на воздухе, совместный просмотр фильмов, ужин и др.

Добавить комментарий