— Разговаривать в спокойном месте, чтобы избежать возможности быть прерванным в беседе.
— Уделять все внимание ребенку, смотреть прямо на него, удобно, без напряжения расположившись напротив, но не через стол.
— Пересказать то, что ребенок рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей.
— Дать возможность ребенку высказаться, не перебивая его, и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.
— Говорить без осуждения и пристрастия, что способствует усилению у ребенка чувства собственного достоинства.
— Произносить только позитивно-конструктивные фразы.
1. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Ненавижу учебу, одноклассников и т.п….»
СПРОСИТЕ: «Что происходит, из-за чего ты себя так чувствуешь?…» НЕ ГОВОРИТЕ: «Когда я был в твоем возрасте… да ты просто лентяй!»
2. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Все кажется таким безнадежным…» СКАЖИТЕ: «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у тебя проблемы и какую из них надо решить в первую очередь». НЕ ГОВОРИТЕ: «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе».
3. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Всем было бы лучше без меня!…» СКАЖИТЕ: «Ты очень много значишь для нас и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит». НЕ ГОВОРИТЕ: «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом».
4. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Вы не понимаете меня!…» СКАЖИТЕ: «Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать». НЕ ГОВОРИТЕ: «Кто же может понять молодежь в наши дни?»
5. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Я совершил ужасный поступок…» СКАЖИТЕ: «Давай сядем и поговорим об этом». НЕ ГОВОРИТЕ: «Что посеешь, то и пожнешь!»
6. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «А если у меня не получится?…» СКАЖИТЕ: «Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное». НЕ ГОВОРИТЕ: «Если не получится — значит, ты недостаточно постарался!»
Кроме того, при проведении беседы нужно руководствоваться следующими принципами:
1. Общаться с ребенком один на один.
2. При выборе места беседы главное, чтобы не было посторонних лиц (никто не должен прерывать разговора, сколько бы он ни продолжался).
3. Желательно спланировать разговор в удобное для ребенка время.
4. В процессе беседы целесообразно не посматривать на часы и тем более не выполнять какие-либо «попутные» дела. Надо всем своим видом показать, что важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.
Если в ходе беседы ребенок активно высказывал суицидальные мысли, то необходимо немедленно с ним сходить к врачу психиатру в лечебное учреждение.