Профилактика дисграфии. Советы родителям

В настоящее время в школу приходит всё больше детей с речевыми нарушениями. В первом классе это фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи, дислалия, дизартрия.

  Нарушение компонентов речевой системы приводит к тому, что у детей наблюдается:

  • Недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
  • Недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
  • Трудности овладения письмом и чтением;
  • Трудности овладения учебными понятиями, терминами;
  • Трудности формулирования собственных мыслей в процессе работы.

  Если у ребёнка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций (слуховой дифференциации звуков, правильности их произношения, звукового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений), то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом – дисграфия.

  Дисграфия – специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма. Коррекция недостатков письма, чтения требует постоянных, систематический занятий, отнимает у детей много сил и времени. Не выявленные своевременно механизмы затруднений в учебной деятельности влекут за собой «Вторичные наслоения», то есть изменения в характере ребёнка, который при выполнении заданий, заведомо обречённых на неудачу, обнаруживает агрессивность, работает только под страхом наказания, ощущает глубокую внутреннюю тревогу, чувство собственной неполноценности. Вот почему еще в дошкольном возрасте надо вводить ребенка в звуковую систему языка. Родители детей-дисграфиков часто чувствуют себя бессильными, винят ребёнка за неумение применить правило, часто необоснованно обижают его, заставляют выполнять бесполезные задания, не понимая сути проблемы.

  Советы родителям по профилактике дисграфии:

  1. Перед школой проконсультируйтесь у логопеда, т.к. первоклассник должен уметь правильно произносить и не путать между собой все звуки родного языка в речевом потоке.
  2. Если ребёнок произносит дефектно звуки родного языка, то занятия по исправлению должен проводить специалист с помощью родителей, а не сами родители.
  3. К 6 годам ребёнок должен правильно произносить слова, не переставляя пропуская слоги типа: регулировщик, перекрёсток, термометр и т.д.
  4. У ребёнка необходимо формировать способность к различению на слух звуков речи. Для этого нужно выполнять упражнения по развитию фонематических процессов. Выполнять их нужно в форме игры, дома, на прогулке, по дороге домой.

  Виды упражнений для развития фонематических процессов:

  1. Взрослый произносит ряд слов (рак, рука, радио) и просит ребёнка хлопнуть, топнуть, подпрыгнуть, поднять руку, когда услышит заданный звук (например Р) в слове.
  2. В магазине попросить ребёнка, чтобы он нашёл продукты на заданный звук (Например Б: бананы, баранки и т.д; П – печенье, пирожное, пирог).
  3. Предложить ребёнку вспомнить названия животных, продукты, фрукты на заданный звук.
  4. Игра «Кто третий?», «Кто первый, последний?» и т.д. Например, назвать 3 звук в слове собака.
  5. «Пишем предложение игрушками». Вместо слов – игрушки. Сколько слов в предложении, столько игрушек лежит друг за другом. Напр., Предложение БЕЛКА СИДИТ НА ДЕРЕВЕ. Друг за другом кладётся 4 игрушки. 3-я игрушка – маленькая, т.к. слово НА – маленькое.
  6. «Пишем слово игрушками». Аналогично предыдущему заданию, только игрушек столько, сколько букв в слове.
  7. Назвать первое слово в предложении, последнее слово в предложении.
  8. Придумать предложение, которое состоит из трёх, четырёх, пяти слов.
  9. Придумать предложение, в котором есть маленькое слово (предлог).
  10. Закончи слова буквой : хомя. , вол. , моря.
  11. Где спряталась буква в слове (начало, середина, конец).
  12. Говорим на пчелином, змеином и т. д. языке (Давайте дружжжить. Где ты жжживёшь?)
  13. Города. Младшие школьники вместо названий городов могут произносить любые слова на заданный звук).
  14. Пишем фишками. Заранее договориться, что согласные – синие фишки, гласные – красные.

  Для профилактики дисграфии нужно привить ребёнку любовь к чтению. Часто учителя сетуют на то, что дети стали мало читать. А ведь чем больше ребёнок читает, тем грам

Добавить комментарий