В Беларуси с каждым годом растет число интегрированных классов и школ, и появление особенного ребенка в классе обыкновенной общеобразовательной школы уже не вызывает удивления или растерянности учеников.
Все люди рождаются разными. И ребенок не виноват в том, что родился особенным. Он также имеет право на жизнь в семье, рядом с родителями, а не в интернате. Имеет право на получение образования в доступном объеме. И мы должны помочь таким детям в этом.
В нашей школе накоплен хороший опыт работы по интегрированному обучению детей с особенностями в развитии. С 2013 года начал функционировать интегрированный класс неполной наполняемости. Сейчас в школе работают 5 классов интегрированного обучения и воспитания, в которых занимаются 10 детей с особенностями психофизического развития.
В этом учебном году был открыт первый интегрированный класс полной наполняемости. В классе собраны дети, которые обучаются по образовательной программе специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью по учебному плану первого отделения специальной школы для детей с интеллектуальной недостаточностью. Двое учащихся изучают данную программу по первому году обучения и двое – по второму году обучения. Все основные уроки и коррекционные занятия в таком классе проводит учитель-дефектолог, и только на уроки изобразительного искусства, музыки и физической культуры ученики интегрированных классов уходят от учителя-дефектолога и занимаются вместе со своими сверстниками.
За два месяца учёбы ребята уже многому научились. Стараются сидеть за партой, слушать учителя, писать в тетради палочки и буквы. Первоклассникам нравится ходить на экскурсии в школьный двор, в библиотеку, в Музей Славы. Дети успели подружиться и всегда рады помогать друг другу.
Конечно, к каждому ребёнку нужен индивидуальный подход, особенное внимание. Кто-то нуждается в коррекции поведенческой, кто-то в речевой, кому-то нужно больше времени на обучение. Все это учитывается. И результат обязательно будет положительным. Только он требует времени. Главное — не упустить ребенка и вовремя начать правильно работать с ним.
Мы все должны понимать, что ценность человека не зависит от его способностей и достижений, что все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. Поэтому сегодня мы говорим «да» инклюзивному образованию, которое даже шире, чем интеграция, и также направлено на то, чтобы дети с особенностями обучались в обычных школах, где будут учитываться возможности каждого, где различия не будут восприниматься как что-то необычное, где дети получат достойное образование и навыки, необходимые для полноценной жизни.
Учитель-дефектолог Гринкевич Е.А.