Проанализировав дорожно-транспортные происшествия, в которых пострадали дети, установлено, что 80 % происшествий произошли в радиусе одного километра от их дома. То есть в тех местах, где ребята должны были бы хорошо знать условия движения транспорта, места пешеходных переходов, установки светофоров, заведомо опасные участки.
И хотя в учреждениях образования педагоги проводят с детьми занятия по правилам дорожного движения, привлекая сотрудников дорожной полиции, на радио и телевидении выходят специальные тематические передачи, в различных издательствах готовятся брошюры, листовки, плакаты, пропагандирующие правила дорожного движения, однако ситуация к лучшему не изменяется. Более того, из года в год детский травматизм растёт, дети гибнут и получают увечья по-прежнему большей частью в непосредственной близости от дома.
Большинство родителей, обеспокоенных за своих детей, прибегают к брани, многословным предупреждениям, и даже к наказаниям. Такой метод не даёт эффекта. Ребёнка можно научить выполнять в се требования безопасности, не прибегая к запугиванию. Необходимо, чтобы дети умели ориентироваться в транспортной среде, прогнозировать разные ситуации, правильно определять место, где можно переходить дорогу, а перед переходом быть достаточно терпеливым и всегда оглядеться по сторонам, прежде чем сойти с тротуара.
Терпение и настойчивость являются эффективными средствами, обеспечивающими успех дела. Терпение и настойчивость – то, чего нам так не хватает в повседневной жизни. Терпение и настойчивость, которыми нам необходимо запастись хотя бы ради спасения жизни и здоровья собственных детей.
Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Представленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют ещё в должной степени управлять своим поведением. Избежать этих опасностей можно лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка.
ВАЖНО ЗНАТЬ, ЧТО МОГУТ САМИ ДЕТИ:
НАЧИНАЯ С 3-4 ЛЕТ:
— ребёнок может отличить движущуюся машину от стоящей на месте. О тормозном пути он ещё представления не имеет. Он уверен, что машина может остановиться мгновенно.
НАЧИНАЯ С 6 ЛЕТ:
— ребёнок всё ещё имеет довольно ограниченный угол зрения: боковым зрением оно видит примерно две трети того, что видят взрослые;
— большинство людей не сумеют определить, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина;
— они ещё не умеют правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного – мяч, катящийся по проезжей части, может занять всё их внимание.
НАЧИНАЯ С 7 ЛЕТ:
— дети могут более уверенно отличить правую сторону дороги от левой.
НАЧИНАЯ С 8 ЛЕТ:
— дети уже могут реагировать мгновенно, то есть тут же останавливаться на оклик;
— они уже наполовину опытные пешеходы;
— они развивают основные навыки езды на велосипеде. Теперь они постепенно учатся объезжать препятствия, делать крутые повороты;
— они могут определить, откуда доносится шум;
— они учатся понимать связь между величиной предмета, его удалённостью и временем;
— они усваивают, что автомобиль кажется тем больше, чем ближе он находится;
— они могут отказываться от начатого действия, то есть, ступив на проезжую часть, снова вернуться на тротуар;
— но они по-прежнему не могут распознавать чреватые опасностью ситуации.
ВАЖНО, ЧТОБЫ РОДИТЕЛИ БЫЛИ ПРИМЕРОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ
В СОБЛЮДЕНИИ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ:
— Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом.
— Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать – ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
— Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора.
— Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».
— Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.
— Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.
— Не выходите с ребёнком из машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, — это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторяли.
— Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.
СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА НЕОБХОДИМО И В АВТОМОБИЛЕ:
Здесь перед вами открывается обширное поле деятельности, так как примерно каждый третий ребёнок, ставший жертвой дорожно-транспортного происшествия, находился в качестве пассажира в автомобиле. Это доказывает, как важно соблюдать следующие правила:
— Пристёгиваться ремнями необходимо абсолютно всем! В том числе и в чужом автомобиле, и при езде на короткие расстояния. Если это правило автоматически выполняется взрослым, то оно легко войдёт у ребёнка в постоянную привычку.
— Если это возможно, дети должны занимать самые безопасные места в автомобиле: середину или правую часть заднего сиденья, так как с него можно безопасно выйти прямо на тротуар.
— Как водитель или пассажир вы тоже постоянно являете пример для подражания. Не будьте агрессивны по отношению к другим участникам дорожного движения, не обрушивайте на них поток проклятий. Вместо этого объясните конкретно, в чём их ошибка. Используйте различные ситуации для объяснения правил дорожного движения, спокойно признавайте и свои собственные ошибки.
— Во время длительных поездок почаще останавливайтесь. Детям необходимо двигаться, поэтому они будут стараться освободиться от ремней или измотают вам все нервы.
— Прибегайте к альтернативным способам передвижения: автобус, железная дорога, велосипед или ходьба пешком.