Подготовить пересказ с ребенком и не рассориться в пух и прах, согласитесь, — задача не из легких. Нам кажется, что он слишком медленно (или быстро!) читает, говорит урывками и совсем не то. В общем, полный провал. А как это исправить — совсем не понятно.
В начальной школе дети часто получают на дом задание пересказать текст. Не стоит недооценивать этот навык, так как позднее он как минимум пригодится для сдачи государственных экзаменов в 9 и 11 классах. Пересказ помогает осмыслить текст, выделить главное и второстепенное и многое другое.
Как же подготовить пересказ?
Можно несколько раз прочитать материал и самостоятельно воспроизвести его: вначале по частям, а затем целиком. Это распространенный способ подготовки пересказа, но эффективен он только в том случае, когда текст маленький.
Если запомнить нужно много, используйте другие приемы. Научите детей группировать материал в смысловые куски, отдельные подтемы внутри общей темы. Для учащихся начальной школы это сложный процесс, поскольку дети считают важным каждое предложение. Так что поначалу делайте это вместе: разберите несколько небольших хорошо структурированных текстов. Пусть ребенок увидит, что, хотя в каждой из частей речь идет о разном, вместе они описывают какое-то одно явление или развивают одну мысль. Смысловая группировка, проведенная ребенком, может не совпадать с группировкой взрослого, но главное не это, а то, чтобы в ней была логика.
Что делать дальше? Работаем по следующему плану.
- Выберите заглавие
Если ребенок уже может самостоятельно сгруппировать материал, то нужно научить его называть выделенные части, чтобы заглавие было обобщенным по отношению ко всему выделенному разделу. Хорошим приемом может стать использование подсказки, если ребенок зашел в тупик. Важно не давать школьнику одно единственное заглавие, а несколько на выбор.
- Составьте план рассказа
Составление плана рассказа — необходимый ученику навык, упрощающий последующее воспроизведение текста. По сути, план рассказа — это совокупность названий разделов, которые найдены при смысловой группировке текста. В средних классах более эффективно использовать ключевые слова. Ключевые слова — это не обязательно обобщающие слова к отрывку текста. Это любые слова, которые закрепляются в памяти и становятся смысловыми опорными пунктами, припомнив которые ребенок легко воспроизведет и все содержимое отрывка. Это могут быть существительные, глаголы и другие части речи. Пусть ребенок пробует записывать разные слова, и постепенно он поймет, какие из них помогают ему запоминать текст лучше всего.
После того, как школьник научится без труда выделять смысловые куски текста и давать им названия, переходим к следующему этапу.
- Учите фиксировать заглавия текста в уме
Объясните ребенку, что когда он хочет выучить какой-то материал, то необязательно должен записывать заглавие на бумаге, можно делать это и про себя. Пусть ребенок попробует. Когда вы отработает этот навык, немного смените тактику. Скажите, что придумывать развернутое заглавие теперь необязательно, а можно использовать подходящее слово из текста.
Таким образом, вы постепенно сформируете у себя умение переводить развернутую первоначально деятельность во внутренний план, а ребенок научится эффективно запоминать и пересказывать даже объемные рассказы.
Е.А. Гринкевич