Как развивать орфографическую зоркость?

  Большинство детей выучивают орфографические правила, но вот применяют их в нужной ситуации далеко не все. Как научить ребенка видеть опасные места и находить свои ошибки?

   Орфографическая зоркость — это умение распознавать орфограммы, те случаи при письме, в которых произношение и написание не совпадают.

     Многие дети не замечают опасные места и, естественно, не применяют изученные правила. «Орфографическая слепота» школьников — одна из основных причин допускаемых орфографических ошибок.

     Какие же факторы влияют на формирования орфографической зоркости?

  1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых слов. 
    Научно доказано, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.
  2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому необходимо развивать фонематический слух.
  3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т. е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.
  4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание так, как надо писать.

   В настоящее время по разным причинам зрительное восприятие у многих детей к началу обучения в школе развито лучше, чем слуховое. На первый план выступает фонетико-фонематическая неготовность восприятия ребенка к усвоению языковых норм. Внешне это проявляется в увеличении случаев нарушения звукопроизношения в дошкольном возрасте. Однако даже если ребенок говорит чисто, развивать фонематический слух и фонематическое восприятие необходимо.

Что способствует развитию фонетико-фонематических навыков?

  • Чтение родителей детям вслух. Читать необходимо не только художественные тексты, но и разучивать стихи, отгадывать загадки, повторять скороговорки.
  • Прослушивать аудиозаписи стихов, художественных текстов.
  • Упражнения на подбор слов, начинающихся (заканчивающихся) на тот или иной звук.
  • Упражнения на определение места звука в слове (Например:Назови звук, который стоит в средине слова Дом).
  • Разучивание чистоговорок, считалок.
  • Упражнения на дифференциацию звуков в слогах.

Например. Повтори: СА — ЦА — СА — ЦА; АС — АЦ — АС — АЦ; АСА — АЦА — АСА — АЦА.

  • Упражнение на дифференциацию звуков в словах.

Например. Повтори: Само — цвет, само — цель, со — цветие, со — циальный)

  • Упражнение на дифференциацию звуков во фразах и словосочетаниях.

Например. Повтори: Солнце смотрит в оконце. Яблоневый цвет, а от солнца — свет.

  • Упражнение на дифференциацию звуков в текстах

Например. Повтори:

Звук «с» — это светит свет,

Он светит так много лет,

А «ц» — то цветенья цвет,

Цветущих цветов букет.

   Большое влияние на формирование орфографических навыков, слухового восприятия влияет активный словарный запас школьника. Н. С. Рождественский считал: «Грамотное письмо — не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание». Словарный запас ребенка начинает формироваться еще до 1 года. Вначале это те слова, которые он постоянно слышит и различает. К возрасту 1 год 3 месяца — 1 год 4 месяца уже активный запас ребенка составляет примерно 4-5 слов. К полутора годам (при нормальном речевом развитии) этот запас возрастает до 30 слов, к двум годам — до 200 слов. К школьному возрасту словарный запас ребенка достигает 1500-2000 слов. Словарный запас взрослого человека составляет около 5000 слов. Безусловно, это лишь примерные цифры, поскольку количественный и качественный рост словаря очень во многом зависит от условий жизни и семейного воспитания, от того внимания, которое взрослые уделяют речевому развитию ребенка. Немаловажным фактором в формировании словаря является потенциальная готовность усвоить определенный словарный запас. Зачастую, благодаря своеобразному выбору мультфильмов, компьютерных игр (а дети по современным исследованиям садятся за компьютер уже с трех с половиной лет), недостаточно качественной речи взрослых, ребенок усваивает нужный запас слов, однако они далеки от нормативной лексики, без знания которой невозможно подобрать проверочные слова, понять смысл прочитанного. Именно поэтому для многих детей необходима специальная работа по уточнению и пополнению словарного запаса детей. Самый благоприятный период для пополнения словаря — от 3 до 10 лет. Если словарный запас недостаточный, то и пополнение его будет идти с трудом.

Что способствует пополнению и уточнению словаря?

  • Любые игры со словами.
  • Отгадывание и придумывание загадок.
  • Упражнения в подборе части или целого.

Например. Продолжи цепочку: Тарелка — это посуда… Мебель — стул. Руль — велосипед, машина, автобус… Овощи — картофель, свекла, огурец.

  • Разъяснение явлений окружающего мира, значений новых слов.
  • Уточнение значений непонятных слов при чтении, просмотре кинофильмов и др.

   Словарный запас формируется по определенным законам, в соответствии с системой обобщающих понятий, которые уже имеются у ребенка.

 

Добавить комментарий