Что же такое «зависимое поведение»?
Зависимое поведение − проблема, которая является актуальной для очень большого числа людей. Эта проблема затрагивает и молодёжь. В погоне за новыми, яркими ощущениями несовершеннолетние прибегают к формам поведения, которые могут вызвать зависимость. Каков бы ни был объект зависимости, он всегда приводит к негативным изменениям в жизни: нарушаются социальные связи, сужается круг интересов, ухудшается состояние здоровья и эмоциональное состояние.
Зависимость – это, в-первую очередь, потеря свободы и контроля над своей жизнью. У зависимого человека желания, ценности, цели подчинены влиянию объекта зависимости.
Самыми распространёнными видами зависимости являются:
- зависимость от психоактивных веществ (ПАВ);
- компьютерная зависимость;
- игровая зависимость.
Зависимость от употребления ПАВ. Одним из наиболее разрушительных видов зависимости является зависимость от употребления психоактивных веществ. Под зависимостью от ПАВ подразумевается наркомания, токсикомания, алкоголизм, табакокурение, то есть злоупотребление веществами, воздействующими на функционирование нервной системы.
Компьютерная зависимость (интернет-зависимость) является сравнительно «молодой» и в тоже время особенно актуальной в наше время разновидностью зависимости. Компьютерная зависимость опасна в первую очередь тем, что приводит к значительному нарушению адаптации в обществе. Человек, страдающий компьютерной зависимостью, переносит все свои желания, потребности, амбиции в виртуальное пространство, постепенно подменяет реальную жизнь виртуальной.
Игровая зависимость или игромания – патологическая склонность к азартным играм (казино, рулетка, автоматы, карты, компьютерные игры).
Основные признаки формирования зависимости от компьютерных игр:
- нежелание отвлечься от компьютерной игры;
- раздражение при вынужденном отвлечении;
- забывчивость о домашних делах и учебе в ходе игры на компьютере;
- пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
- готовность удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера;
- угрозы, шантаж в ответ на ограничение или запрет игры на компьютере.
Что является основными причинами возникновения зависимого поведения:
незрелость эмоционально-волевой сферы;
агрессивность и нетерпимость;
проблемы с самооценкой;
подчинённость среде;
трудности с самовыражением;
безделье, отсутствие каких-либо занятий либо обязанностей;
чувство одиночества, беззащитности;
восприятие своих житейских обстоятельств как трудных.
Наиболее значимые факторы риска развития зависимостей в семье:
— несоблюдение членами семьи социальных норм и правил;
— неправильные воспитательные методы: гиперопека, гипоопека, противоречивое воспитание (отсутствие устойчивой системы поощрений и наказаний), завышенные или заниженные требования родителей к ребенку;
— жестокий контроль дисциплины, приучающий к повиновению (подавление личности ребенка);
— частые смены настроения у родителей (стрессогенная эмоциональная обстановка в семье);
— наличие хронических семейных конфликтов;
— постоянная занятость родителей, отсутствие времени на ребёнка;
— отрешенность родителей по отношению вопросов воспитания ребенка;
— игнорирование переживаний ребенка;
— отсутствие теплых, дружеских отношений, взаимопонимания, сочувствия, сопереживания между членами семьи;
— явное предпочтение одного ребенка (если семья многодетная).
В группу риска попадают:
- Молодые люди, полагающие, что от них мало, что зависит в жизни. В неудачах они винят других или коварное стечение обстоятельств. Мечтают о чуде, которое избавит их от любых проблем. Не прикладывают усилия для достижения цели или бросают начатое дело на полпути. Необходимо воспитывать в детях ответственность, настойчивость, решительность.
- Молодые люди с низкой самооценкой, которые с помощью игры стремятся самоутвердиться: либо почувствовать себя героем-победителем в виртуальной битве, либо выиграть огромную сумму денег. Повышайте самооценку ребенка, чаще его хвалите, помогите быть успешным.
- Молодые люди с высокой степенью внушаемости (т.е. готовностью подчиниться чужой воле), которым не хватает самостоятельности, решительности. Воспитывайте в ребенке самостоятельность, критичность к рекламе, поощряйте инициативу.
- Если ребенок не контактен, у него мало друзей, часто бывает одинок. Такие дети часто компенсируют недостаток реального общения виртуальным. Таким детям необходима помощь в налаживании реальных отношений.
- Дети, мечтающие стать лидерами, но так и не ставшие ими. Именно они могут сутками просиживать за компьютером, воображая себя властителями галактик. Им непременно необходимо помочь реализовать их потенциал: поддерживать любые их начинания, развивать их таланты и способности.
Симптомы зависимости.
Признаки зависимости. «Если ребенок успевает в школе, у него хорошее настроение и нет отклонений в поведении – причин для беспокойства нет», – говорит психиатр.
Если же наблюдаются некоторые из перечисленных признаков – стоит волноваться:
— увеличение интервала времени, проводимого за компьютером;
— потеря интереса к происходящему вокруг;
— нарушения сна;
— часты резкие перепады настроения;
— неадекватное поведение в ответ на предложение выключить компьютер вплоть до скандала;
— у ребенка практически нет реальных друзей, зато много виртуальных;
— он не способен спланировать окончание сеанса работы или игры;
— расходует (или требует) значительные суммы денег на постоянное обновление как программного обеспечения (в том числе игр), так и устройств компьютера;
— ребенок вас обманывает, пропускает школу, чтобы посидеть за компьютером, стал хуже учиться, потерял интерес к школьным предметам;
— во время игры молодой человек начинает разговаривать сам с собой или с персонажами игры так, будто они реальны;
— ребенок становится более агрессивным;
— трудно встает по утрам, в подавленном настроении, ощущает эмоциональный подъем только тогда, когда садится за компьютер;
— обсуждает компьютерные проблемы со всеми, хотя бы немного сведущими в этой области людьми.
Понятно, что в реальной жизни не так-то просто принять решение. Сказать «да» – может означать сделать хуже себе. Сказать «нет» – чувствовать себя виноватым, быть высмеянным и потерять друзей. Так как же сказать «нет» не потеряв друзей?
Приемы отказа:
- Выбрать союзника: поискать, нет ли в компании человека, который согласен с вами. Это помогает получить поддержку и сократить число сторонников употребления.
- «Перевести стрелки»: сказать, что вы не принуждаете никого из них что-либо делать, так почему же они так назойливы?
- Сменить тему: придумать что-нибудь, что тоже интересно и не связано с приемом наркотиков (пойти в спортзал, в зал игровых автоматов, на танцы или еще что-нибудь придумать).
- «Продинамить»: сказать, что как-нибудь в другой раз…
- «Задавить интеллектом»: если они убеждают, что это безвредно, указать на то, где они врут или просто не знают последствий (для этого нужно знать, чем вредны табак, алкоголь, наркотики).
- Упереться: отвечать «нет», несмотря ни на что. Отстаивать свое право иметь собственное мнение. Это, кстати, будет свидетельствовать о твердом характере.
- Испугать их: описать какие-нибудь страшные последствия, если они будут употреблять (например, «поймают», «случится белая горячка», «заболеете гепатитом» и т.д.). Можно даже выдумать какие-нибудь «страшные последствия» самому (например, «зубы посинеют», «оглохнем» и т.д.).
- Обходить стороной: если есть подозрение, что в какой-то компании в определенное время могут предложить наркотики, просто обходить ее стороной.
Памятка для родителей «Как уберечь ребёнка от зависимостей?»
Как бы мы ни ограждали ребёнка, но однажды это может случиться. К вашему ребёнку подойдут — и предложат попробовать сигарету, алкогольные напитки или наркотик.
Аргументация может быть различной: это безвредно, но от этого «ловишь кайф», «у нас в компании все употребляют это», «попробуй — и все проблемы снимет как рукой» или «докажи, что ты взрослый». К такой встрече ребёнка надо готовить заранее. Воспользуйтесь несколькими простыми рекомендациями, которые многократно использовались педагогами и родителями и доказали свою эффективность.
- Разговаривайте с ребёнком о наркотиках, курении и алкоголе.
Эксперты утверждают. Что разговор о наркотиках — первая ступень помощи детям. Помните, что нет возраста, когда ребёнок не нуждался бы в объективной информации о наркотиках и объективных последствиях злоупотребления ими. Задача таких бесед не только в доведении до ребёнка информации о наркотической опасности, но и в установлении доверия, открытости по вопросам о наркотиках.
- Учитесь слушать.
Ребёнок должен знать, что вам интересен его внутренний мир, его переживания и тревоги. Постарайтесь понять, что его беспокоит, какие проблемы он решает в настоящее время. Попытайтесь вместе с ним найти выход из проблемы. Никогда не используйте информацию, полученную от ребёнка, во вред ему.
- Давайте советы, но не давите советами.
Подумайте о своём примере. Трудно поверить, что кто-то поверит советам родителям, которые сами злоупотребляет курением, алкогольными напитками или наркотиками. Не забудьте, что даже невинные пороки требуют объяснения ребёнку.
- Поддерживайте в ребёнке самоуважение и думайте о его самореализации.
Пожалуй, это самое важное и трудное.
- Подростки, принимающие участие в семейных ужинах, менее склонны к вредным привычкам.
Подростки, которые ужинают в кругу семьи менее двух раз в неделю, более склонны к вредным привычкам. Такую взаимосвязь установили ученые из Национального центра по борьбе с зависимостью и злоупотреблением алкоголем и наркотиками при Колумбийском университете. В ходе исследования, выяснилось, что вероятность употребления наркотиков подростками, не принимающими участия в семейных ужинах, возрастает как минимум в два раза. Кроме того, половина подростков, которые ужинают дома лишь один или два раза в неделю, склонны к употреблению алкогольных напитков.
Семейные ужины очень важны для ребят, они очень полезны для установления контакта и взаимопонимания между родителями и детьми.
- Высыпайтесь.
Длительный недосып или постоянные помехи во время сна повышают риск появления у подростков вредных привычек. Ночной сон продолжительностью менее восьми часов, частые кошмары, трудности с засыпанием обычно встречаются у подростков, которые пристрастились к алкоголю. Привычка курить также распространена среди подростков, которые спят менее восьми часов в день, ложатся за полночь, страдают от прерывания сна кошмарами. Им сложно заснуть, и перед сном они привыкли принимать лекарство. Количество сна, которое получает человек, влияет на его физическое здоровье, эмоциональное состояние, умственные способности, продуктивность. Последние исследования показали, что недостаток сна связан с серьёзными проблемами, такими как повышенный риск развития депрессии, накопление лишнего веса, сердечно-сосудистые заболевания и диабет.
Что делать, если возникли подозрения употребления наркотиков и психоактивных веществ Вашим ребёнком:
- Не отрицайте проблемы
Часто возникает мысль: «Это просто не может произойти с моим ребёнком. Мы о нём хорошо заботились и учили его совсем другому». Подросток пробует наркотики не потому, что он «плохо воспитан». Им руководит стремление познать окружающий мир и не хватает жизненного опыта, чтобы понять огромную опасность некоторых из своих «экспериментов». Иногда ребёнок не может противостоять давлению группы сверстников.
Знайте, что 30% подростков, злоупотребляющих наркотическими и токсическими веществами, происходят из семей с высоким интеллектуальным и культурным уровнем.
- Не поддавайтесь панике
Если ваш ребёнок использовал наркотик, это еще не значит, что он болен. Зависимость от наркотических веществ формируется достаточно быстро, но все же на её развитие требуется время. Возможно, Вы столкнулись с однократной попыткой, и подросток уже сам принял решение больше её не повторять. Однако не стоит «испытывать судьбу». Вам необходимо как можно быстрее выяснить, что происходит.
- Поговорите с ребёнком
Вы можете переживать сильные отрицательные эмоции. Не начинайте разговор, пока не справитесь с ними. Угрозы и упреки заставят ребёнка закрыться. Вам же, для оказания ему помощи, необходимо сохранение доверия. Вспомните себя в юношеском возрасте, чтобы лучше понять состояние подростка. Говорите о своих чувствах к ребёнку — любви, желании уберечь его от опасности и поддержать, заставляющие вас сейчас действовать именно так. Постарайтесь выяснить, какие проблемы кроются за употреблением наркотиков (неуверенность в себе, неудачи в школе), и найти иные способы их решения.
- Будьте позитивным образцом для подражания
Не забывайте, что живущий рядом с вами подросток прекрасно видит, как Вы справляетесь с собственными зависимостями, пусть даже и не такими опасными, как наркотик.
- Обратитесь к специалисту
Подумайте, стали бы вы лечить смертельно опасную инфекцию самостоятельно? Скорее всего, нет. Вы бы обратились за помощью к специалисту. Поступайте так же, когда речь идет о наркотиках. Возможно, Вам будет легче начать с анонимных консультаций у психолога и нарколога. Если установлено наличие болезни — приступайте к лечению немедленно. Химическая зависимость не проходит сама собой. Она только усугубляется. Вы должны защищать ребёнка не от больницы, а от наркотика. Помните, что для выздоровления необходимо искреннее желание подростка освободиться от зависимости. Любовь и поддержка близких людей помогут ребёнку обрести и сохранить в период нелегкой борьбы с болезнью.
Классный руководитель 11 класса И.В.Шипуль