Советы родителям по правовому воспитанию
Какими дети рождаются – ни от кого не зависит, но в наших силах сделать их хорошими через правильное воспитание.
Плутарх
Современная семья несет наибольшую ответственность за воспитание ребенка. Именно она должна выполнять главную задачу — обеспечивать материальные и педагогические условия для духовного, нравственного, интеллектуального и физического развития юного поколения.
Конституционной обязанностью родителей является содержание своих детей до совершеннолетия.
Законом «Об образовании» на родителей возложена ответственность за физическое здоровье и психическое состояние детей, создание условий для развития их природных способностей. От семьи начинается путь ребенка к познанию мира, своего становления как личности, путь к школьному обучению.
Жизненной дорогой ребенка ведут два ума, два опыта: семья и учебное заведение.
Многие взрослые часто повторяют известную фразу: «Все начинается с детства». И это действительно так. И манера поведения ребенка, и выбор друзей, и взаимоотношения с близкими людьми, и традиции семейного воспитания в семье – всё берется в детстве. Ребенок подражает родителям. У детей складывается определенное отношение к моральным и правовым требованиям общества. Семью можно сравнивать со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека. Каждый взрослый, и, в первую очередь родители, в ответе за то, что проблемы, с которыми ребенок встретится на своем пути, он умел преодолеть достойно и с честью.
Именно в семье рождается понятие «надо», «необходимо». Ребёнку будет легче в будущем принять правила и нормы, диктуемые обществом, уважительно относиться к закону, обязанностям. Дети рождаются в организации под названием «семья», и по мере понимания правил и способов управления поведением, принятых в семье, в их жизнь приходит ощущение комфорта и безопасности. Правила вносят определённый порядок в обычных ход событий, и дети чувствуют себя намного увереннее, потому что последовательное выполнение установленных правил делает окружающий мир предсказуемым, а это так необходимо детям. (Режим дня). Большинство детей, живущих в упорядоченном и предсказуемом мире, делает всё наилучшим образом, потому что правила и ограничения, оговоренные ясными условиями, предполагают образцы поведения ребёнка. Другими словами, ребёнок живёт по законам семьи:
- Единство требований отца и матери, предъявляемых ребёнку.
- Закон значимости похвалы для ребёнка.
- Закон трудового участия каждого члена семьи.
- Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.
Какие мероприятия проводит школа по правовому воспитанию детей? Различного рода беседы, круглые столы, викторины, игры, конкурсы рисунков, участие в общешкольных мероприятиях.
Дети должны знать свои права и обязанности, которые прописаны в нормативных документах, начиная с конвенции ООН о правах ребенка и заканчивая Уставом нашей школы.
Если:
Ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
Ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
Ребенка хвалят, он учится быть благородным;
Ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
Ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
Ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
Ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
Ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
Ребенок растет во вражде, он учится быть агрессивным;
Ребенок растет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Памятка для родителей по правовому воспитанию
Ребенок будет уважать права других людей, если его права будут уважаться, если он сам будет составлять правила поведения и нести за них ответственность.
1. Когда нарушаются права ребенка?
∙ Когда нет безопасности для его жизни и здоровья «я.
∙ Когда его потребности игнорируются.
∙ Когда по отношению к ребенку наблюдаются случаи насилия или унижения.
∙ Когда нарушается неприкосновенность ребенка.
∙ Когда ребенка изолируют.
∙ Когда ребенка запугивают.
∙ Когда она не имеет права голоса в процессе принятия важного для семьи «й решения.
∙ Когда она не может свободно выражать свои мысли и чувства.
∙ Когда ее личные вещи не являются неприкосновенными.
∙ Когда ее используют в конфликтных ситуациях с родственниками.
∙ Когда ребенок становится свидетелем унижения достоинства других людей.
2. Как реагирует ребенок на нарушение своих прав?
∙ Ему становится трудно общаться со сверстниками и взрослыми (он грубит, паясничает, бьется, замыкается в себе и т.д.)
∙ Его беспокоит личная безопасность и любовь к нему.
∙ Он часто бывает в плохом настроении.
∙ Может сбежать из дома.
∙ Может принимать наркотики или алкоголь.
∙ Может делать попытки суицида (покушения на свою жизнь).
3. Что родители могут сделать для своего ребенка?
∙ Понять, что ребенок — это отдельная личность, которая имеет свои собственные чувства, желания, мысли, потребности, которые нужно уважать.
∙ Научить его говорить «Нет», научить защищаться, уметь вести себя безопасно.
∙ Немедленно прекратить физическую и словесную агрессию по отношению к нему и к другим людям.
∙ Найти время для искреннего разговора с ребенком каждый день. Делиться с ребенком своими чувствами и мыслями.
∙ Привлекать его к обсуждению тех семейных проблем, которые могут быть для него доступными.
∙ Привлекать ребенка для создания семейных правил.
Дети в обществе наиболее уязвимы.
Дети, права которых нарушаются, часто становятся социально и психологически дезадаптированными.