Умение читать — одно из важнейших учебных умений. Нет ни одного предмета, изучаемого в школе, не требующего свободного владения навыками чтения. Актуальность умения очевидна, однако далеко не все учащиеся умеют хорошо читать.
В настоящее время срезы знаний по литературному чтению значительно изменились — перед учителем не стоит задача измерения скорости чтения. Ребенок получает довольно объемный распечатанный текст с рядом вопросов, требующих простых ответов, выбора из нескольких вариантов верного, а также предлагающих построить самостоятельные рассуждения. Если читательские навыки сформированы недостаточно, то работа не будет выполнена в полном объеме, так как прочитать необходимо не только текст, но и инструкцию к работе, а также все вопросы. Рассуждать о, якобы завышенных, требованиях бесполезно. Современная действительность предъявляет высокие требования к каждому из нас — поток различной информации постоянно увеличивается. Выбирая необходимую, мы просматриваем множество другой. Невольно увеличивается объем читаемого.
Вместе с тем во всем мире наблюдается тенденция к возрастанию нарушений чтения у детей. Отмечается снижение интереса к чтению. Книга уже не является популярным источником получения знаний. По данным современных исследователей приблизительно 5% цивилизованного населения земного шара не способны овладеть навыками чтения совсем. Интерес к чтению у учащихся значительно снизился. Причины наметившейся тенденции различны. Основными, на мой взгляд, являются затруднения в обучении чтению и отсутствие домашнего чтения, когда взрослые в семье предпочитают отдыхать на фоне телевизора, а не с книгой. Конечно выбор телепередач, по сравнению с тем, что был лет 25 назад, значительно изменился. Каждый взрослый найдет с помощью пульта то, что хочет посмотреть в данный момент. На фоне телевизора мы готовим, занимаемся домашними делами и т. д. Однако, следует отметить, что одним из важнейших аспектов воспитания активного читателя, формирования интереса к чтению у детей является домашнее чтение.
Общеизвестно, что ведущая роль в формировании читательских интересов ребенка, в потребности к чтению вообще, принадлежит взрослым. В одних случаях интересное знакомство ребенка с книгой и чтением происходит в семье. В других, гораздо реже, у не читающих родителей, такое знакомство происходит благодаря учителю или воспитателю и переходит в стойкое увлечение, в потребность обращаться к книге систематически. Важно, чтобы оно состоялось. Любящим родителям не стоит упускать время и уповать на педагогов, домашнее чтение — увлекательное занятие.
В настоящее время в связи с техническим прогрессом наметилась тенденция избавляться от домашних библиотек, дескать, книги занимают много места, пыль собирают, а в интернете все, что хочешь, можно найти. Да и так ли важно читать дома? Много разных игр, мультиков и т. д. Ребенок с первых дней своей жизни должен слышать спокойную обращенную к нему речь, слушать рассказы и сказки. Необходимо ежедневно читать ребенку, приучая его к общению с книгой, развивая умение рассматривать иллюстрации, слушать чтение взрослого. Часто мы, взрослые, заблуждаемся, думая, что как только ребенок научился читать сам, можно больше нам ему не читать. Множество детских произведений вызывают у детей интерес, но начинающему читателю трудно одолевать большой объем, длинные предложения. Продолжая читать ребенку, мы развиваем интерес к чтению, прививаем любовь к книге, развиваем слуховое внимание. Конечно, в современных условиях у многих родителей практически не остается времени на семейные чтения. В лучшем случае, как только ребенок пошел в школу, родители читают только для себя. В редких семьях сохраняются традиции домашних чтений, когда слушателями являются не только дети, но и другие взрослые члены семьи. Не приходится удивляться тому, что библиотеки значительно меньше востребованы. Многие школьники стали читать не подлинники произведений, а их краткое изложение, а кто-то и вовсе не утруждает себя, пользуясь при написании изложений и сочинений готовыми работами, которые в большом разнообразии представлены на прилавках книжных магазинов под вывеской «учебная литература». Трудно привить ребенку интерес к тому, что у него плохо получается, что вызывает значительные затруднения, к чему необходимо прикладывать множество усилий. А значит, если у ребенка наблюдаются трудности в овладении навыками чтения, не стоит медлить, необходимо обращаться к специалистам. Некоторые дети умеют читать уже в дошкольном возрасте. А кому-то чтение дается с большим трудом.
Должен ли ребенок учиться читать в 1 классе, или научить читать ребенка должны были родители до школы? Подобные вопросы звучат довольно часто. Каждый ребенок индивидуален! Один готов был освоить необходимые навыки до начала школьного обучения, а другому требуется по тем или иным причинам больше времени. Замечательно, если ребенок зачитал раньше. Однако родители должны внимательно следить за подбором доступных и интересных для ребенка произведений. Не может нормально развивающийся ребенок в 6 лет зачитываться научной фантастикой. Не потому, что это не интересно ребенку. Просто уровень текста значительно выше возможностей малыша.Предложения встречаются большие по объему, сложные в стилистическом плане. Словарь произведений выходит за рамки активного словаря ребенка этого возраста. Понимать такой текст малышу трудно. Постепенно в такой ситуации интерес к чтению притупляется, а имеющиеся навыки могут не формироваться дальше, а в отдельных случаях и утрачиваются.Родители внимательно должны следить за формированием навыков чтения. Как только ребенок научился сливать слоги в слова, понимать, какое слово он прочитал, необходимо подбирать короткие тексты (из 2-3 предложений), предложения в которых состоят из 2-4 слов. Проще всего подбирать тексты, опираясь на учебники по чтению. Уровень предлагаемых текстов должен повышаться постепенно. Обычно учителя рекомендуют литературу для чтения, да и многие учебники содержат подобные рекомендации. Можно обратиться и в библиотеку, где всегда рады новым читателям.Современные родители должны понимать, что школа дает возможность ребенку получить необходимые навыки по чтению, а развивать эти навыки необходимо в домашних условиях.Важно показывать ребенку образцы выразительного чтения. Хорошо, если родители продолжают читать вслух ребенку литературу, которая ему интересна, пока уровень сложности текста не позволяет ребенку читать его свободно.Иногда приходится сталкиваться с ситуацией, когда навыки чтения формируются с трудом. Ребенок приходит домой уставший, а еще уроки надо сделать. А чтобы подготовить задание по чтению, необходимо прочитать текст не один раз… Как правило, тексты разбираются на уроке, но если родители прочитают текст выразительно, то ребенок еще раз прослушает образец чтения, вспомнит материал урока. Ему значительно легче будет прочитать текст несколько раз и подготовить необходимое задание.
Безусловно, многие дети значительно загружены — уроки, кружки, секции. Однако всегда можно найти место для чтения. Подберите интересную для ребенка книгу. Можно читать в день небольшую часть. Чтение должно быть активным для родителей и ребенка — большую часть, если ребенок устал, читают родители, меньшую — сам ребенок. В другой день, когда нагрузка меньше, ребенок прочитает больше, а в выходной день прочитает все сам. Главное — выбирать литературу интересную и доступную для понимания ребенка.Важно читать вслух. Чем дольше дома ребенок будет читать вслух, тем прочнее будут получаемые навыки. Слушая себя, ребенок учится выразительному чтению, учится передавать голосом и интонацией самые различные эмоции. Выразительное чтение способствует формированию навыков осознанного беглого чтения.Иногда ребенок плохо себя чувствует и не хочет читать. Не стоит настаивать в таких ситуациях. Лучше предложить послушать читаемое родителями. Необходимо всегда анализировать, на сколько внимательно слушал вас ребенок, все ли было понятно из прочитанного, встретились ли незнакомые слова. Иногда стоит отложить беседу на некоторое время, чтобы понять, насколько хорошо ребенок запомнил прочитанное.
Как много должен читать ребенок?
Для каждого существует свой объем. Если ребенок читает свободно, но не с большим интересом, можно ежедневный объем немного увеличивать. Многие считают, что ребенок должен ежедневно читать не менее часа. Однако если чтение вызывает затруднения, следует делать перерывы через каждые 20 минут или чередовать самостоятельное чтение ребенка и чтение взрослого.Чтение дома необходимо организовать так, чтобы сам процесс был не утомительным для ребенка, а увлекательным, приносящим удовлетворение, радость. Такое возможно в том случае, если родители не заставляют ребенка читать, вставая по разные стороны баррикады, а читают вместе с ним, помогая осваивать новое для него умение, показывая, как необходимо оно в жизни каждому человеку.
Интерес к художественной литературе формируется в дошкольном детстве. Если ребенок рос с книгой, он будет активным читателем. Интерес к тому или иному произведению — личный выбор каждого. Важно, чтобы чтение стало не только способом обучения, но и жизненной потребностью.